Лабрис: различия между версиями
м (→Иллюстрации) |
м |
||
Строка 6: | Строка 6: | ||
В новейшей феминистской литературе увязывается с фазами Луны, матриархатом и властью матери. | В новейшей феминистской литературе увязывается с фазами Луны, матриархатом и властью матери. | ||
+ | |||
+ | :Цоллингер, рассмаривая прообразы современных символов, отмечает сродство между обоюдоострым топором и такими симметричными формами, как Ян-Инь и крест (61) | ||
+ | :лунным символом часто называют двойной топор с двумя лунообразно изогнутыми лезвиями | ||
+ | :двойной (двухсторонний) топор, предположительно рассматривался как священный союз бога Небес и богини Земли, грома и молнии в других случаях лезвия, напоминающие полумесяцы, символизируют луну или обозначают единство противоположностей; нередко указывается как оружие [[Амазонки|амазонок]], как и серповидный лук | ||
| width="200px" valign="top" align="left" bgcolor="#F5F5F5" |[[Файл:00-00-000-000.jpg|2px]] См. также: | | width="200px" valign="top" align="left" bgcolor="#F5F5F5" |[[Файл:00-00-000-000.jpg|2px]] См. также: | ||
:[[Оружие]] | :[[Оружие]] |
Версия 12:03, 29 апреля 2024
Топор с симметрично расположенными по обе стороны топорища лезвиями. В новейшей феминистской литературе увязывается с фазами Луны, матриархатом и властью матери.
|
См. также:
|
Африка
Схожую форму имеют церемониальные булавы западноафриканского народа йоруба, которые носили на танцах в честь бога грома и молнии Шанго.
Южная Америка
Сказанное справедливо также в отношении культового предмета бога молнии и грома Чангу в афро-бразильском ритуале «Кандомбле», обнаруживается культового предмета «оксе», — деревянный двойной топор бога молнии и грома Чангу, вышедшего из культа йоруба. (Э. Каспер, 1988).
Античность
Само орудие вероятно происходит из Малой Азии и часто изображается в руках амазонок.
Этрусский демон смерти Хару (Харун) носит подобный знак отличия, о котором приходится говорить скорее как о молотке.
Имел большое значение минойской культуре (о. Крит). Его лезвия рассматриваются современными исследователями как символ Луны, а также как указание на «обоюдоострый характер любой власти». Изображения двойного топора (возможно как знак божественной защиты) во множестве встречаются на каменных плитах древнекритских дворцов.
В Греции — это рабочий инструмент плотников; боевое оружия (у Гомера) — противники эллинов.
Как культовый символ с особым значением, вероятно имел изначально вид отшлифованного каменного топора. Согласно Р. фон Ранке-Гравесу, принадлежал титаниде Рее, позже, уже как палица грома, был узурпирован олимпийскими богами и придан Зевсу.
Позже стал инструментом для жертвоприношения животных.
В Риме служил атрибутом бога воинов Юпитера Доликенуса.
Иллюстрации
- Минойская Велика Мать, держащая двойные топоры (dkes).