Финская и карельская мифологии: различия между версиями

Материал из StudioSyndrome
Перейти к навигации Перейти к поиску
(а)
 
м
Строка 3: Строка 3:
 
| valign="top" align="left" |Финская мифология и карельская мифология, финско- карельская мифология. Известны карельские руны о птице (утка, гусь, орёл и др.), летающей над водами первичного океана в поисках места для гнезда. Птица кладёт яйцо (три или семь яиц) на колено Вяйнямёйнена или на холм среди океана. Яйцо скатывается с колена и разбивается: из его верхней части образуется небо, из нижней — земля, из желтка — солнце, из белка — месяц, из «пёстрых частей» — звёзды (см. рис.). В некоторых рунах мир творит сама птица, в других — демиург Вяйнямёйнен (чаще он оказывается создателем ландшафта, рельефа морского дна).
 
| valign="top" align="left" |Финская мифология и карельская мифология, финско- карельская мифология. Известны карельские руны о птице (утка, гусь, орёл и др.), летающей над водами первичного океана в поисках места для гнезда. Птица кладёт яйцо (три или семь яиц) на колено Вяйнямёйнена или на холм среди океана. Яйцо скатывается с колена и разбивается: из его верхней части образуется небо, из нижней — земля, из желтка — солнце, из белка — месяц, из «пёстрых частей» — звёзды (см. рис.). В некоторых рунах мир творит сама птица, в других — демиург Вяйнямёйнен (чаще он оказывается создателем ландшафта, рельефа морского дна).
  
Согласно финской и карельской картине мира, круглая земля омывается водами и накрыта вращающимся небосводом, неподвижный центр которого — [[Полярная звезда]] — «гвоздь земли», «небесный шарнир» и т. п. Небесный купол поддерживает мировой столп, по другим вариантам, — медная, железная или каменная гора, вершина которой касается Полярной звезды, огромный дуб и т. п. Дуб загораживал кроной солнце и луну, но вышедший из моря человечек срубил его; упавшим деревом финны считали [[Млечный путь]]. Мировая гора располагалась одновременно в центре мира и на севере, где купол неба касается земли, а за рекой [[Манала]] ([[Туонела]]) лежит царство мёртвых (иногда идентифицировавшееся со «страной севера» — Похьёлой).
+
Согласно финской и карельской картине мира, круглая земля омывается водами и накрыта вращающимся небосводом, неподвижный центр которого — [[Полярная звезда]] — «гвоздь земли», «небесный шарнир» и т. п. Небесный купол поддерживает мировой столп, по другим вариантам, — медная, железная или каменная гора, вершина которой касается Полярной звезды, огромный дуб и т. п. Дуб загораживал кроной солнце и луну, но вышедший из моря человечек срубил его; упавшим деревом финны считали [[Млечный Путь|Млечный путь]]. Мировая гора располагалась одновременно в центре мира и на севере, где купол неба касается земли, а за рекой [[Манала]] ([[Манала|Туонела]]) лежит царство мёртвых (иногда идентифицировавшееся со «страной севера» — Похьёлой).
  
Сведения о пантеоне относительно скудны: культ языческих богов исчез в процессе христианизации финнов и карел (с 12 в.). Имя бога Юмала стало обозначать бога вообще, в том числе христианского. Ценнейшие сведения о пантеоне и культе содержатся в «Псалтыри» (1551) главы финской Реформации Микаэля Агриколы. Финны поклонялись [[Тапио]], божеству леса (страна Тапиола), посылавшему добычу охотникам; [[Ахти]], богу вод, дававшему рыбу; [[Эйнемойнен]] создавал песни; [[Раккой]] творил лунные затмения (названы также мифические животные [[Капеет]], пожирающие луну: ср. представления о духе [[Рахко]], управляющем фазами луны); [[Льекио]] — бог трав, корней деревьев и т. п.; от Ильмаринена зависела погода на море, удачное плавание; [[Турисас]] давал победу в битве (ср. [[Туури]], эстонского [[Таару]]), [[Кратой]] заботился об имуществе человека; от [[Тонту]] зависело домашнее хозяйство; [[калеванпойят]] — косари лугов (в других источниках — [[великаны]], сыны богатыря Калевы). Среди карельских богов названы [[Ронготеус]], дающий рожь, [[Пеллон Пеко]], дух ячменя, [[Виранканнос]], дух овса; от [[Эгрес]]а зависел урожай бобов, гороха, репы, капусты, льна и конопли; [[Кёндёс]] — покровитель пахоты; Укко и жена его [[Payни]] давали хорошую погоду и заботились об урожае; [[Кекри]] увеличивал прирост скота; от [[Хийси]] зависела удача на охоте, от Веден-эмы — в рыбной ловле; [[Ниркес]] считался покровителем в охоте на белок, [[Хатавайнен]] — на зайцев. По-видимому, высшими божествами были небесные — старец Укко и бог бури Ильмаринен.
+
Сведения о пантеоне относительно скудны: культ языческих богов исчез в процессе христианизации финнов и карел (с 12 в.). Имя бога Юмала стало обозначать бога вообще, в том числе христианского. Ценнейшие сведения о пантеоне и культе содержатся в «Псалтыри» (1551) главы финской Реформации Микаэля Агриколы. Финны поклонялись Тапио, божеству леса (страна Тапиола), посылавшему добычу охотникам; [[Ахти]], богу вод, дававшему рыбу; Эйнемойнен создавал песни; Раккой творил лунные затмения (названы также мифические животные Капеет, пожирающие луну: ср. представления о духе Рахко, управляющем фазами луны); Льекио — бог трав, корней деревьев и т. п.; от Ильмаринена зависела погода на море, удачное плавание; Турисас давал победу в битве (ср. Туури, эстонского Таару), Кратой заботился об имуществе человека; от Тонту зависело домашнее хозяйство; калеванпойят — косари лугов (в других источниках — [[Великан|великаны]], сыны богатыря Калевы). Среди карельских богов названы Ронготеус, дающий рожь, Пеллон Пеко, дух ячменя, Виранканнос, дух овса; от Эгреса зависел урожай бобов, гороха, репы, капусты, льна и конопли; Кёндёс — покровитель пахоты; Укко и жена его Payни давали хорошую погоду и заботились об урожае; Кекри увеличивал прирост скота; от [[Хийси]] зависела удача на охоте, от Веден-эмы — в рыбной ловле; Ниркес считался покровителем в охоте на белок, Хатавайнен — на зайцев. По-видимому, высшими божествами были небесные — старец Укко и бог бури Ильмаринен.
 
| width="200px" valign="top" align="left" bgcolor="#F8F8FF" |[[Файл:00-00-000-000.jpg|2px|ссылка=Special:FilePath/00-00-000-000.jpg]]
 
| width="200px" valign="top" align="left" bgcolor="#F8F8FF" |[[Файл:00-00-000-000.jpg|2px|ссылка=Special:FilePath/00-00-000-000.jpg]]
 
==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">См. также: </font></div>==
 
==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">См. также: </font></div>==
Строка 12: Строка 12:
 
:[[Саамская мифология]]
 
:[[Саамская мифология]]
 
----
 
----
:[[Ванаиса]]
+
:[[Укко|Ванаиса]]
:[[Маа-эма]]
+
:Маа-эма
:[[Юммал]]
+
:Юммал
 
|}
 
|}
 
==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Литература</font></div>==
 
==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Литература</font></div>==

Версия 13:40, 24 января 2021

Финская мифология и карельская мифология, финско- карельская мифология. Известны карельские руны о птице (утка, гусь, орёл и др.), летающей над водами первичного океана в поисках места для гнезда. Птица кладёт яйцо (три или семь яиц) на колено Вяйнямёйнена или на холм среди океана. Яйцо скатывается с колена и разбивается: из его верхней части образуется небо, из нижней — земля, из желтка — солнце, из белка — месяц, из «пёстрых частей» — звёзды (см. рис.). В некоторых рунах мир творит сама птица, в других — демиург Вяйнямёйнен (чаще он оказывается создателем ландшафта, рельефа морского дна).

Согласно финской и карельской картине мира, круглая земля омывается водами и накрыта вращающимся небосводом, неподвижный центр которого — Полярная звезда — «гвоздь земли», «небесный шарнир» и т. п. Небесный купол поддерживает мировой столп, по другим вариантам, — медная, железная или каменная гора, вершина которой касается Полярной звезды, огромный дуб и т. п. Дуб загораживал кроной солнце и луну, но вышедший из моря человечек срубил его; упавшим деревом финны считали Млечный путь. Мировая гора располагалась одновременно в центре мира и на севере, где купол неба касается земли, а за рекой Манала (Туонела) лежит царство мёртвых (иногда идентифицировавшееся со «страной севера» — Похьёлой).

Сведения о пантеоне относительно скудны: культ языческих богов исчез в процессе христианизации финнов и карел (с 12 в.). Имя бога Юмала стало обозначать бога вообще, в том числе христианского. Ценнейшие сведения о пантеоне и культе содержатся в «Псалтыри» (1551) главы финской Реформации Микаэля Агриколы. Финны поклонялись Тапио, божеству леса (страна Тапиола), посылавшему добычу охотникам; Ахти, богу вод, дававшему рыбу; Эйнемойнен создавал песни; Раккой творил лунные затмения (названы также мифические животные Капеет, пожирающие луну: ср. представления о духе Рахко, управляющем фазами луны); Льекио — бог трав, корней деревьев и т. п.; от Ильмаринена зависела погода на море, удачное плавание; Турисас давал победу в битве (ср. Туури, эстонского Таару), Кратой заботился об имуществе человека; от Тонту зависело домашнее хозяйство; калеванпойят — косари лугов (в других источниках — великаны, сыны богатыря Калевы). Среди карельских богов названы Ронготеус, дающий рожь, Пеллон Пеко, дух ячменя, Виранканнос, дух овса; от Эгреса зависел урожай бобов, гороха, репы, капусты, льна и конопли; Кёндёс — покровитель пахоты; Укко и жена его Payни давали хорошую погоду и заботились об урожае; Кекри увеличивал прирост скота; от Хийси зависела удача на охоте, от Веден-эмы — в рыбной ловле; Ниркес считался покровителем в охоте на белок, Хатавайнен — на зайцев. По-видимому, высшими божествами были небесные — старец Укко и бог бури Ильмаринен.

00-00-000-000.jpg

См. также:

Финно-угорская мифология

Саамская мифология

Ванаиса
Маа-эма
Юммал

Литература

  • Список литературы см. в статье «Финно-угорская мифология».

Иллюстрации

Примечания и комментарии