Самбарис: различия между версиями
(а) |
м |
||
Строка 25: | Строка 25: | ||
:[[Литовская мифология]] | :[[Литовская мифология]] | ||
---- | ---- | ||
− | :[[Плутон]] | + | :[[Аид|Плутон]] |
:[[Раугупатис]] | :[[Раугупатис]] | ||
---- | ---- | ||
Строка 32: | Строка 32: | ||
:[[Число 3]] | :[[Число 3]] | ||
:[[Число 9]] | :[[Число 9]] | ||
− | : | + | :Число 27 |
:[[Платок]] | :[[Платок]] | ||
|} | |} |
Версия 14:01, 25 января 2021
Литовское божество плодородия. Литовский автор Бродовский в нач. XVIII в. сообщает, что ежегодно на пасху Самбарису подносят на белом платке три горсти семян и три куска от каждого блюда; еда пожирается собаками, а семена разбрасываются на землю. Важный элемент ритуала — варение пива, которое связано с образом Самбариса (ср. его название Alus Samberinnis — «пиво Самбариса»). Другой автор XVIII в. Руиг указывает две ипостаси этого божества:
Иногда высказывается мнение, что сближение Руигом имени Самбариса с названием земли (литов. zeme) вторично. Действительно, название «Самбарис» происходит от названия крестьянского праздника по окончании уборки урожая, о котором подробно пишет М. Преториус в XVIII в. (Sambarios, Saborios)[1]. Тем не менее мотив связи Самбариса с землёй весьма правдоподобен: пиво должно было соотноситься с божеством ферментации, связи которого с землёй несомненны (ср. Раугупатис, Раугуземепатис). Таким образом, возможна реконструкция, согласно которой Самбарис сначала обозначал определённый ритуал, а позже был персонифицирован. |
|
Литература
- Топоров В. Н., Иванов В. В. Одноимённая статья в MNME
Примечания и комментарии
- ↑ Другое название праздника — «трижды девять», так как от каждого злака берут девять горстей, каждую из которых делят на три части, после чего 27 раз бросают зёрна в общую кучу.