Бенина мифология: различия между версиями

Материал из StudioSyndrome
Перейти к навигации Перейти к поиску
(а)
 
м
Строка 1: Строка 1:
 
[[Файл:00-02-786-000.jpg|250px|thumb|right|Маска. Племя Эдо|ссылка=Special:FilePath/00-02-786-000.jpg]][[Файл:00-02-787-000.jpg|250px|thumb|right|Маска для культа Беду. XIX в.|ссылка=Special:FilePath/00-02-787-000.jpg]]Мифология народа бини (языковая группа эдо (см. рис.)), живущего в Южной Нигерии, создателя древнего государства Бенин. Б. м. обнаруживает большое сходство с йоруба мифологией: тождество отдельных имен и персонажей (напр., Олокун у обоих народов), мифологических представлений о происхождении земли (у бини — из древнего моря, у йоруба — из болота), о создании людей и др. (см. в ст. Одудува). См. рис.
 
[[Файл:00-02-786-000.jpg|250px|thumb|right|Маска. Племя Эдо|ссылка=Special:FilePath/00-02-786-000.jpg]][[Файл:00-02-787-000.jpg|250px|thumb|right|Маска для культа Беду. XIX в.|ссылка=Special:FilePath/00-02-787-000.jpg]]Мифология народа бини (языковая группа эдо (см. рис.)), живущего в Южной Нигерии, создателя древнего государства Бенин. Б. м. обнаруживает большое сходство с йоруба мифологией: тождество отдельных имен и персонажей (напр., Олокун у обоих народов), мифологических представлений о происхождении земли (у бини — из древнего моря, у йоруба — из болота), о создании людей и др. (см. в ст. Одудува). См. рис.
  
В Б. м. верховным божеством является [[Огбора]] (или Огбова), который затем уступает свое место сыну [[Оса]] (также Осалогбора, то есть Оса, сын Огбора; или Осанова), оставив за собой надзор за «нижним миром». Оса живёт в небе. Молитвы к Огбора обращают через Оса. Оса помогал отцу в сотворении неба и земли, а вместе со своим сыном божеством Огиву участвовал в создании первых людей: Оса дал людям дыхание, а Огиву — кровь (так же как и соки — растениям). Оса дарует людям долгую жизнь. Огиву — бог молнии. Он приносит смерть. Его жена — [[Обиеми]], дочь Оса, отличается добротой, её называют «Наша мать»; женщины обращаются к ней за помощью, если хотят иметь детей. Другим сыном (дочерью) Оса является [[Олокун]] — бог (богиня) реки Бенин и моря; он посылает дождь, даёт богатство. [[Эсу]] — бог, олицетворяющий зло и беспорядок, посыльный богов. В некоторых вариантах он — сын Оса. Богиня Отау олицетворяет землю и плодородие.
+
В Б. м. верховным божеством является Огбора (или Огбова), который затем уступает свое место сыну [[Оса]] (также Осалогбора, то есть Оса, сын Огбора; или Осанова), оставив за собой надзор за «нижним миром». Оса живёт в небе. Молитвы к Огбора обращают через Оса. Оса помогал отцу в сотворении неба и земли, а вместе со своим сыном божеством Огиву участвовал в создании первых людей: Оса дал людям дыхание, а Огиву — кровь (так же как и соки — растениям). Оса дарует людям долгую жизнь. Огиву — бог молнии. Он приносит смерть. Его жена — Обиеми, дочь Оса, отличается добротой, её называют «Наша мать»; женщины обращаются к ней за помощью, если хотят иметь детей. Другим сыном (дочерью) Оса является [[Олокун]] — бог (богиня) реки Бенин и моря; он посылает дождь, даёт богатство. Эсу — бог, олицетворяющий зло и беспорядок, посыльный богов. В некоторых вариантах он — сын Оса. Богиня Отау олицетворяет землю и плодородие.
  
Древние мифологические представления у бини были в значительной мере оттеснены на второй план поддерживавшимся государством культом обожествлённых царей — [[уба]].
+
Древние мифологические представления у бини были в значительной мере оттеснены на второй план поддерживавшимся государством культом обожествлённых царей — уба.
  
 
Лит.: Mиrиманов В. Б., Первобытное и традиционное искусство, М., 1973; Ольдерогге Д. А., Древности Бенина, I—III, в кн.: Сборник Музея антропологии и этнографии, т, 15-17, М.-Л., 1953-55; его же. Искусство народов Тропической и Южной Африки, в кн.: Всеобщая история искусств, т. 2, кн. 2, М., 1961; Шаревская Б. И., Религия древнего Бенина, в кн.: Ежегодник Музея истории религии и атеизма, т. 1, M.-Л., 1957; её же, Старые и новые религии Тропической и Южной Африки, М., 1964; Talbot P. A., The peoples of Southern Nigeria. A sketch of their history, ethnologu and languages…, v. 1-4, L., 1926.
 
Лит.: Mиrиманов В. Б., Первобытное и традиционное искусство, М., 1973; Ольдерогге Д. А., Древности Бенина, I—III, в кн.: Сборник Музея антропологии и этнографии, т, 15-17, М.-Л., 1953-55; его же. Искусство народов Тропической и Южной Африки, в кн.: Всеобщая история искусств, т. 2, кн. 2, М., 1961; Шаревская Б. И., Религия древнего Бенина, в кн.: Ежегодник Музея истории религии и атеизма, т. 1, M.-Л., 1957; её же, Старые и новые религии Тропической и Южной Африки, М., 1964; Talbot P. A., The peoples of Southern Nigeria. A sketch of their history, ethnologu and languages…, v. 1-4, L., 1926.

Версия 14:09, 25 января 2021

Маска. Племя Эдо
Маска для культа Беду. XIX в.

Мифология народа бини (языковая группа эдо (см. рис.)), живущего в Южной Нигерии, создателя древнего государства Бенин. Б. м. обнаруживает большое сходство с йоруба мифологией: тождество отдельных имен и персонажей (напр., Олокун у обоих народов), мифологических представлений о происхождении земли (у бини — из древнего моря, у йоруба — из болота), о создании людей и др. (см. в ст. Одудува). См. рис.

В Б. м. верховным божеством является Огбора (или Огбова), который затем уступает свое место сыну Оса (также Осалогбора, то есть Оса, сын Огбора; или Осанова), оставив за собой надзор за «нижним миром». Оса живёт в небе. Молитвы к Огбора обращают через Оса. Оса помогал отцу в сотворении неба и земли, а вместе со своим сыном божеством Огиву участвовал в создании первых людей: Оса дал людям дыхание, а Огиву — кровь (так же как и соки — растениям). Оса дарует людям долгую жизнь. Огиву — бог молнии. Он приносит смерть. Его жена — Обиеми, дочь Оса, отличается добротой, её называют «Наша мать»; женщины обращаются к ней за помощью, если хотят иметь детей. Другим сыном (дочерью) Оса является Олокун — бог (богиня) реки Бенин и моря; он посылает дождь, даёт богатство. Эсу — бог, олицетворяющий зло и беспорядок, посыльный богов. В некоторых вариантах он — сын Оса. Богиня Отау олицетворяет землю и плодородие.

Древние мифологические представления у бини были в значительной мере оттеснены на второй план поддерживавшимся государством культом обожествлённых царей — уба.

Лит.: Mиrиманов В. Б., Первобытное и традиционное искусство, М., 1973; Ольдерогге Д. А., Древности Бенина, I—III, в кн.: Сборник Музея антропологии и этнографии, т, 15-17, М.-Л., 1953-55; его же. Искусство народов Тропической и Южной Африки, в кн.: Всеобщая история искусств, т. 2, кн. 2, М., 1961; Шаревская Б. И., Религия древнего Бенина, в кн.: Ежегодник Музея истории религии и атеизма, т. 1, M.-Л., 1957; её же, Старые и новые религии Тропической и Южной Африки, М., 1964; Talbot P. A., The peoples of Southern Nigeria. A sketch of their history, ethnologu and languages…, v. 1-4, L., 1926.

E. С. Котляр

[Мифы народов мира. Энциклопедия: Бенина мифология, С. 1 и далее. Мифы народов мира, С. 1102 (ср. Мифы народов мира. Энциклопедия, С. 168 Словарь)]