Акшобхья: различия между версиями
(а) |
м |
||
Строка 3: | Строка 3: | ||
Один из будд в буддийской мифологии махаяны и ваджраяны. Культ А. возник, по-видимому, в первых веках до н. э., поскольку и он, и его рай абхирати упоминаются в таких древних сутрах, как «Вималакиртинирдеша» и «Аштасахасрика Пpaджняпарамита». В ваджраяне А. — один из т. н. пяти дхьяни-будд, глава семьи татхагаты (см. в ст. [[Будда]]). | Один из будд в буддийской мифологии махаяны и ваджраяны. Культ А. возник, по-видимому, в первых веках до н. э., поскольку и он, и его рай абхирати упоминаются в таких древних сутрах, как «Вималакиртинирдеша» и «Аштасахасрика Пpaджняпарамита». В ваджраяне А. — один из т. н. пяти дхьяни-будд, глава семьи татхагаты (см. в ст. [[Будда]]). | ||
− | В мандале дхьяни-будд А. находится иногда на востоке, иногда в центре, он синего цвета, и его правая рука касается земли (т. н. «бхуспарша-мудра»). Его праджней (женским соответствием) является | + | В мандале дхьяни-будд А. находится иногда на востоке, иногда в центре, он синего цвета, и его правая рука касается земли (т. н. «бхуспарша-мудра»). Его праджней (женским соответствием) является Лочана, и из А. эманирует бодхисатва [[Ваджрапани]]. К семье А. принадлежат также [[Манджушри]], [[Ямантака]], [[Хаягрива]], Херука, Найратма, Экаджата и многие другие божества. |
− | Земным проявлением А. считают будду прошедшего — | + | Земным проявлением А. считают будду прошедшего — Канакамуни. Культ А. был особенно популярен на древней Яве. Он сохранился до сих пор в Непале и в Тибете. |
Лит.: Encyclopaedia of Buddhism, v. 1, fasc. 3, Ceylon, 1964, p. 363-69; Govinda Lama A., Foundations of Tibetan mysticism, 3 ed., L., 1967, p. 113-15; Bhattacharyya B., The Indian buddhist iconography, Calcutta, 1958, p. 51-52. | Лит.: Encyclopaedia of Buddhism, v. 1, fasc. 3, Ceylon, 1964, p. 363-69; Govinda Lama A., Foundations of Tibetan mysticism, 3 ed., L., 1967, p. 113-15; Bhattacharyya B., The Indian buddhist iconography, Calcutta, 1958, p. 51-52. |
Версия 23:59, 26 января 2021
- Акшобхья
- санскр. aksobhya — «невозмутимый»
Один из будд в буддийской мифологии махаяны и ваджраяны. Культ А. возник, по-видимому, в первых веках до н. э., поскольку и он, и его рай абхирати упоминаются в таких древних сутрах, как «Вималакиртинирдеша» и «Аштасахасрика Пpaджняпарамита». В ваджраяне А. — один из т. н. пяти дхьяни-будд, глава семьи татхагаты (см. в ст. Будда).
В мандале дхьяни-будд А. находится иногда на востоке, иногда в центре, он синего цвета, и его правая рука касается земли (т. н. «бхуспарша-мудра»). Его праджней (женским соответствием) является Лочана, и из А. эманирует бодхисатва Ваджрапани. К семье А. принадлежат также Манджушри, Ямантака, Хаягрива, Херука, Найратма, Экаджата и многие другие божества.
Земным проявлением А. считают будду прошедшего — Канакамуни. Культ А. был особенно популярен на древней Яве. Он сохранился до сих пор в Непале и в Тибете.
Лит.: Encyclopaedia of Buddhism, v. 1, fasc. 3, Ceylon, 1964, p. 363-69; Govinda Lama A., Foundations of Tibetan mysticism, 3 ed., L., 1967, p. 113-15; Bhattacharyya B., The Indian buddhist iconography, Calcutta, 1958, p. 51-52.
Л. Э. Мяль [Мифы народов мира. Энциклопедия: Акшобхья, С. 1 и далее. Мифы народов мира, С. 329 (ср. Мифы народов мира. Энциклопедия, С. 58 Словарь)]