Батара Гуру: различия между версиями

Материал из StudioSyndrome
Перейти к навигации Перейти к поиску
(а)
 
м
 
(не показана 1 промежуточная версия этого же участника)
Строка 4: Строка 4:
 
| valign="top" align="left" |
 
| valign="top" align="left" |
 
:Бат'''а'''ра Гуру
 
:Бат'''а'''ра Гуру
Главный бог из триады верховных богов у батаков острова Суматра (Зап. Индонезия). По представлениям батаков, был создан [[Мула Джади]] из яйца бабочки и считается, как и вся триада (Б. Г., [[Мангалабулан]], [[Сорипада]]), эманацией Мула Джади в срединном мире. Он восседает на втором небе в [[Банджар Долок]] (горном городе), следит за тем, что делают люди на земле и боги на небе, и судит их. От него исходят нормы адата, то есть обычного права. Спутники Б. Г. — лошадь [[Силинтонг]] и пёс [[Сигомпул]]. Дочь Б. Г., [[Сидеак Паруджар]], — создательница земли. Верховная триада занимает центральное положение в батакском пантеоне. Акт творения, в том числе и самой триады, был совершен Мула Джади по поручению Б. Г. Возможно, триада возникла под влиянием индуизма.
+
Главный бог из триады верховных богов у батаков острова Суматра (Зап. Индонезия). По представлениям батаков, был создан [[Мула Джади]] из яйца бабочки и считается, как и вся триада (Б. Г., [[Мангалабулан]], [[Сорипада]]), эманацией Мула Джади в срединном мире. Он восседает на втором небе в Банджар Долок (горном городе), следит за тем, что делают люди на земле и боги на небе, и судит их. От него исходят нормы адата, то есть обычного права. Спутники Б. Г. — лошадь Силинтонг и пёс Сигомпул. Дочь Б. Г., [[Сидеак Паруджар]], — создательница земли. Верховная триада занимает центральное положение в батакском пантеоне. Акт творения, в том числе и самой триады, был совершен Мула Джади по поручению Б. Г. Возможно, триада возникла под влиянием индуизма.
 
| width="200px" valign="top" align="left" bgcolor="#F5F5F5" |См. также:
 
| width="200px" valign="top" align="left" bgcolor="#F5F5F5" |См. также:
 
:[[Тайская мифология]]
 
:[[Тайская мифология]]
Строка 16: Строка 16:
 
{| class="FCK__ShowTableBorders" width="100%" cellspacing="5" cellpadding="5" border="0" align="center"
 
{| class="FCK__ShowTableBorders" width="100%" cellspacing="5" cellpadding="5" border="0" align="center"
 
|-
 
|-
| valign="top" align="left" |В доисламской мифологии бугийцев острова Сулавеси (Западная Индонезия) бог, превративший срединный мир в землю, старший сын [[Топалланрове]]. Боги верхнего и нижнего миров договорились привести в порядок и заселить срединный мир — землю. Для этого Б. Г. был посажен в бамбуковую трубу и спущен вниз по радуге. Он был первым [[томанурунг]]ом («низошедшим»), спустившимся с неба на землю. Во время спуска он кидал на землю листья магических растений, и так из первоначального хаоса возникли деревья, животные, птицы и т. д. С помощью чернокожих слуг, посланных с неба, Б. Г. ввёл на земле культурные растения. Затем он встретился с Be Ньилитимо, женился на ней и они стали родоначальниками людей. [[Сангиасэрри]], дочь Б. Г. от наложницы, умерла рано и после смерти превратилась в [[рис]] (ср. [[Хаинувеле]]). После земной жизни Б. Г. вернулся на небо и принял там у отца правление над селениями небожителей с титулом верховного бога [[Ла Патиганна Сангкурувира]].
+
| valign="top" align="left" |В доисламской мифологии бугийцев острова Сулавеси (Западная Индонезия) бог, превративший срединный мир в землю, старший сын [[Топалланрове]]. Боги верхнего и нижнего миров договорились привести в порядок и заселить срединный мир — землю. Для этого Б. Г. был посажен в бамбуковую трубу и спущен вниз по радуге. Он был первым томанурунгом («низошедшим»), спустившимся с неба на землю. Во время спуска он кидал на землю листья магических растений, и так из первоначального хаоса возникли деревья, животные, птицы и т. д. С помощью чернокожих слуг, посланных с неба, Б. Г. ввёл на земле культурные растения. Затем он встретился с Be Ньилитимо, женился на ней и они стали родоначальниками людей. Сангиасэрри, дочь Б. Г. от наложницы, умерла рано и после смерти превратилась в [[рис]] (ср. [[Хаинувеле]]). После земной жизни Б. Г. вернулся на небо и принял там у отца правление над селениями небожителей с титулом верховного бога Ла Патиганна Сангкурувира.
 
| width="200px" valign="top" align="left" bgcolor="#F5F5F5" |См. также:
 
| width="200px" valign="top" align="left" bgcolor="#F5F5F5" |См. также:
 
:[[Тайская мифология]]
 
:[[Тайская мифология]]
Строка 28: Строка 28:
 
{| class="FCK__ShowTableBorders" width="100%" cellspacing="5" cellpadding="5" border="0" align="center"
 
{| class="FCK__ShowTableBorders" width="100%" cellspacing="5" cellpadding="5" border="0" align="center"
 
|-
 
|-
| valign="top" align="left" |В индуистской мифологии Западной Индонезии и Малайзии глава сонма богов, у яванцев — главное божество пантеона, у балийцев также является аспектом (проявлением) верховного божества Шивы. Наиболее полное воплощение религиозно-мифологический образ Б. Г. получил в средневековой идеологии народов острова Ява (14-16 вв.), где это божество выделилось в качестве верховного и в ряде случаев отождествлялось с синкретическим образом Шивы-Будды, развившимся в яванском государстве. Б. Г. выступает как демиург, прародитель богов и людей. По яванской мифологической традиции, Б. Г. произошёл от первоединого бога из субстанции света под именем [[Хьянг Маникмайя]] как антипод Хьянг Исмайи (см. [[Семар]]). По происхождению Б. Г. олицетворяет ураническое начало и верхний мир. Часто отождествляется с Шивой. Б. Г. — творец первых людей; у балийцев в этой функции он известен как Батара Гуру Сакти, который вместе с божеством [[Батара Брама]] (или Брахмой) вылепил людей из глины и путём медитации оживил их. Хотя Батара Брама соперничал с ним в этом, первенство принадлежало Б. Г. Батара Гуру считается учителем божественного закона и «великим риши» (небесным аскетом). Помимо этого, средневековая мифологическая литература описывает Б. Г, как сакрального родоначальника священнического сословия и покровителя брахманов.
+
| valign="top" align="left" |В индуистской мифологии Западной Индонезии и Малайзии глава сонма богов, у яванцев — главное божество пантеона, у балийцев также является аспектом (проявлением) верховного божества Шивы. Наиболее полное воплощение религиозно-мифологический образ Б. Г. получил в средневековой идеологии народов острова Ява (14-16 вв.), где это божество выделилось в качестве верховного и в ряде случаев отождествлялось с синкретическим образом Шивы-Будды, развившимся в яванском государстве. Б. Г. выступает как демиург, прародитель богов и людей. По яванской мифологической традиции, Б. Г. произошёл от первоединого бога из субстанции света под именем Хьянг Маникмайя как антипод Хьянг Исмайи (см. [[Семар]]). По происхождению Б. Г. олицетворяет ураническое начало и верхний мир. Часто отождествляется с Шивой. Б. Г. — творец первых людей; у балийцев в этой функции он известен как Батара Гуру Сакти, который вместе с божеством Батара Брама (или Брахмой) вылепил людей из глины и путём медитации оживил их. Хотя Батара Брама соперничал с ним в этом, первенство принадлежало Б. Г. Батара Гуру считается учителем божественного закона и «великим риши» (небесным аскетом). Помимо этого, средневековая мифологическая литература описывает Б. Г, как сакрального родоначальника священнического сословия и покровителя брахманов.
  
 
Специфика образа Б. Г. в индонезийской религиозной мифологии связана с приспособлением элементов шиваизма (отчасти буддизма) к древним местным племенным верованиям. Не исключено, что определенную роль в становлении образа Б. Г. сыграли древние обычаи почитания вулканов и горных вершин.
 
Специфика образа Б. Г. в индонезийской религиозной мифологии связана с приспособлением элементов шиваизма (отчасти буддизма) к древним местным племенным верованиям. Не исключено, что определенную роль в становлении образа Б. Г. сыграли древние обычаи почитания вулканов и горных вершин.

Текущая версия на 02:09, 28 января 2021

1)

Батара Гуру

Главный бог из триады верховных богов у батаков острова Суматра (Зап. Индонезия). По представлениям батаков, был создан Мула Джади из яйца бабочки и считается, как и вся триада (Б. Г., Мангалабулан, Сорипада), эманацией Мула Джади в срединном мире. Он восседает на втором небе в Банджар Долок (горном городе), следит за тем, что делают люди на земле и боги на небе, и судит их. От него исходят нормы адата, то есть обычного права. Спутники Б. Г. — лошадь Силинтонг и пёс Сигомпул. Дочь Б. Г., Сидеак Паруджар, — создательница земли. Верховная триада занимает центральное положение в батакском пантеоне. Акт творения, в том числе и самой триады, был совершен Мула Джади по поручению Б. Г. Возможно, триада возникла под влиянием индуизма.

См. также:
Тайская мифология


М. А. Членов

2)

В доисламской мифологии бугийцев острова Сулавеси (Западная Индонезия) бог, превративший срединный мир в землю, старший сын Топалланрове. Боги верхнего и нижнего миров договорились привести в порядок и заселить срединный мир — землю. Для этого Б. Г. был посажен в бамбуковую трубу и спущен вниз по радуге. Он был первым томанурунгом («низошедшим»), спустившимся с неба на землю. Во время спуска он кидал на землю листья магических растений, и так из первоначального хаоса возникли деревья, животные, птицы и т. д. С помощью чернокожих слуг, посланных с неба, Б. Г. ввёл на земле культурные растения. Затем он встретился с Be Ньилитимо, женился на ней и они стали родоначальниками людей. Сангиасэрри, дочь Б. Г. от наложницы, умерла рано и после смерти превратилась в рис (ср. Хаинувеле). После земной жизни Б. Г. вернулся на небо и принял там у отца правление над селениями небожителей с титулом верховного бога Ла Патиганна Сангкурувира. См. также:
Тайская мифология


Ю. Х. Сирк

3)

В индуистской мифологии Западной Индонезии и Малайзии глава сонма богов, у яванцев — главное божество пантеона, у балийцев также является аспектом (проявлением) верховного божества Шивы. Наиболее полное воплощение религиозно-мифологический образ Б. Г. получил в средневековой идеологии народов острова Ява (14-16 вв.), где это божество выделилось в качестве верховного и в ряде случаев отождествлялось с синкретическим образом Шивы-Будды, развившимся в яванском государстве. Б. Г. выступает как демиург, прародитель богов и людей. По яванской мифологической традиции, Б. Г. произошёл от первоединого бога из субстанции света под именем Хьянг Маникмайя как антипод Хьянг Исмайи (см. Семар). По происхождению Б. Г. олицетворяет ураническое начало и верхний мир. Часто отождествляется с Шивой. Б. Г. — творец первых людей; у балийцев в этой функции он известен как Батара Гуру Сакти, который вместе с божеством Батара Брама (или Брахмой) вылепил людей из глины и путём медитации оживил их. Хотя Батара Брама соперничал с ним в этом, первенство принадлежало Б. Г. Батара Гуру считается учителем божественного закона и «великим риши» (небесным аскетом). Помимо этого, средневековая мифологическая литература описывает Б. Г, как сакрального родоначальника священнического сословия и покровителя брахманов.

Специфика образа Б. Г. в индонезийской религиозной мифологии связана с приспособлением элементов шиваизма (отчасти буддизма) к древним местным племенным верованиям. Не исключено, что определенную роль в становлении образа Б. Г. сыграли древние обычаи почитания вулканов и горных вершин.

В культовой иконографии и в традиционном театре ваянг Б. Г. изображается с атрибутами Шивы, в виде человека, стоящего на священном быке, с четырьмя руками.

См. также:
Тайская мифология


Г. Г. Бандиленко