Рождество Христово: различия между версиями
(а) |
м |
||
Строка 28: | Строка 28: | ||
:[[Иисус Христос]] | :[[Иисус Христос]] | ||
:[[Дева Мария]] | :[[Дева Мария]] | ||
− | :[[Иосиф, муж Девы Марии]] | + | :[[Иосиф Обручник, Св.|Иосиф, муж Девы Марии]] |
:[[Соломея]] | :[[Соломея]] | ||
---- | ---- | ||
− | : | + | :Сочельник |
:[[Бадняк]] | :[[Бадняк]] | ||
:[[Приглашение]] | :[[Приглашение]] |
Версия 00:15, 30 января 2021
В евангельском повествовании обстоятельства рождения Иисуса Христа описаны крайне скупо. Отсутствие в повествовании Матфея и Луки каких-либо деталей вызвало к жизни дополнительную литературу, особенно обширную в Средние века. Легенда и иконография сюжета вполне оформились (в целом завершились/вполне оформились) к концу средневековья. Длительность формирования и неопределённость в описании деталей сюжета при его чрезвычайной популярности способствуют огромному разнообразию иконографии Рождества. К источникам, оказавшим на неё влияние относятся среди прочих:
Местом Рождества называются
Временем рождения Христа традиционно приурочено к полночи, что отражается в одном из традиционных для Западной церкви названий сюжета. На изображениях Рождества Христова обычно присутствуют Дева Мария, Младенец Иисус, Иосиф, а также вол или осел. Дева Мария, Иосиф и Младенец Иисус вол и осёл Присутствие вола или осла обусловлено отрывком из первой главы Книги пророка Исаии, где сказано: «Вол знает владетеля своего, и осел ясли господина своего». две служанки (повитухи) пастухи волхвы ангелы
|
|
Славяне
Рождество — один из главных годовых праздников, отмечаемый в честь рождения Христа (25.XII/7.I); считается переломным моментом года, когда солнце поворачивается на лето, в природе происходят чудеса: вода в водоемах на мгновение превращается в вино, домашний скот получает способность разговаривать, открывается граница между «тем» и этим светом и т. п. В народной традиции цикл рождественских праздников обычно включает три даты (Сочельник, Рождество и следующий за ним день) и характеризуется множеством продуцирующих ритуалов, призванных обеспечить хозяйственное благополучие в течение всего года.
В Сочельник (24.XII/6.1) производились все основные приготовления к празднику. У южных славян главной заботой этого дня были обряды, связанные с доставкой в дом рождественского дерева, предназначенного для сжигания в очаге. Широко распространен у славян обычай приносить из леса небольшие елочки или хвойные ветки, украшать их колосьями, орехами, лентами, бумажными цветами и подвешивать все сооружение над столом верхушкой вниз — это делалось для обеспечения семьи счастьем и удачей. К потолочной балке подвешивали также особые украшения из соломы или бумаги, именуемые паук, свет, квочка и т. п. Общеизвестным элементом обрядности этого дня было внесение в дом необмолоченных снопов и соломы: ее расстилали на полу или на столе; на ней сидели домочадцы или топтали ее ногами (подражая при этом голосам домашних животных); разбрасывали по соломе орехи и сухие фрукты; на соломе валялись и хозяева, и дети. Украинцы Закарпатья приносили ржаной сноп, называемый дед, дедух, коляда. У поляков Белостоцкого воеводства с таким снопом связан специальный ритуал: хозяин скрывался за ним и спрашивал жену, видит ли она его; на ее ответ: «Нет, не вижу!» — он говорил: «Дай же, Боже, чтобы весь год из-за ржи меня не видела».
Все предпраздничные хлопоты должны были закончиться до сумерек, когда же на небе появлялась первая звезда, вся семья собиралась за накрытым столом. К ужину готовили нечетное количество постных блюд (в том числе вареную пшеницу, кутью, горох или фасоль, хлебную выпечку и т. п.). Во многих местах принято было обвязывать цепью ножки стола, за которым происходила трапеза, чтобы «завязать пасть волку», «чтобы семья держалась вместе», «чтобы ноги были крепкими, как железо». Под столом размещали части плуга, ярмо, кнут, топор и другие орудия труда. Перед началом ужина хозяин приглашал к столу диких зверей, вредоносные стихии (мороз, ветер, тучу), души умерших предков (см. Приглашение).
В Словакии начинали трапезу с того, что зажигали свечу и молились в память об умерших. Поляки Краковского воев., накрывая стол, оставляли свободное место «для душ». В украинских карпатских селах на стол выкладывали столько лишних ложек, сколько в семье было умерших за истекший год. У всех славян соблюдались запреты, связанные с верой в незримое присутствие душ: не разрешалось за ужином сидеть слишком тесно, внезапно вставать и вновь садиться, пользоваться ножами и вилками, поднимать с пола упавшую ложку и т. п. Популярными были также гадания о будущем, которые совершались во время ужина в Сочельник и сразу после него. Остатки пищи не убирали со стола на ночь, считая, что ими будут питаться прибывшие к общесемейной трапезе души умерших.
Рано утром на Рождество домочадцы готовились к приему первых ритуальных гостей: колядников, полазников, визит которых призван был обеспечить хозяевам удачу и достаток.
Обязательным ритуалом в рождественское утро было внесение в дом свежей воды: хозяева отправлялись за водой как можно раньше, чтобы набрать ее прежде других. Такая «новая», «первая», «непочатая» вода считалась особенно целебной, ею умывались все члены семьи для здоровья, а часть отливали для замешивания теста на обрядовый хлеб. У словаков почти повсеместно был известен обычай посещать ранним утром ближайший колодец, поздравлять его с праздником и «угощать», бросая в него остатки пищи от вечерней трапезы: это должно было обеспечить достаток чистой воды на весь год. При замешивании теста для рождественских хлебов хозяйка должна была сохранять полное молчание; руками, вымазанными в тесте, она прикасалась к домашним иконам; выскакивала в сад и обхватывала фруктовые деревья, чтобы они были плодородными.
Обильный завтрак или обед — один из главных компонентов рождественской обрядности. У русских готовили большое количество мясных и мучных изделий. За стол садились всей семьей и сначала разговлялись мясным блюдом. У южных славян обязательным рождественским блюдом была печеница (зажаренный поросенок, ягненок или домашняя птица). В ряде мест Сербии и Болгарии начинали завтрак с печеных воробьев, чтобы обеспечить себе такое же проворство, резвость и легкость, какие свойственны воробьям. Хорваты выставляли на стол блюдо с зелеными побегами заранее посеянного и пророщенного зерна, такое украшение называлось «гобин» (то есть изобилие, урожай) и символизировало будущий обильный урожай.
После трапезы совершались магические обряды, которые должны были повлиять на успешное ведение хозяйства. Например,
- для урожайности плодовых деревьев хозяин выходил в сад с топором, замахивался на каждое дерево, угрожая его срубить, и спрашивал, будет ли оно плодоносить в этом году;
- обвязывал стволы рождественской соломой;
- закапывал под корнями остатки праздничного ужина; тряс ветки или осыпал их зерном и т. п.
Повсеместно принято было посещать свой скот, поздравлять его с Рождеством, угощать обрядовой пищей. Хозяйки приносили кур и гусей в дом и кормили их зерном в замкнутом круге (обложив веревкой), чтобы они в течение года не отбивались от дома.
Несмотря на общеизвестный запрет работать в праздник, многие считали, что в день Рождества надо «обычая ради» символически переделать (хотя бы начать) все основные домашние и хозяйственные дела: девушки брались за рукоделие, прядение, мужчины запрягали тягловый скот и т. п.; это должно было обеспечить успех во всех работах в наступающем году.
Искусство
чаще встречаются изображения Рождества как ночной сцены. Изображение сцены Рождества днём часто вызвано смешением этого сюжета с сюжетом «Поклонение волхвов». В православной иконописи сцены Рождества представляются без явных признаков дня или ночи как событие вневременное.
- старое здание или руины языческого храма — символ Ветхого Завета, отмененного с рождением Спасителя;
- или пристрой к постоялому двору или отдельно стоящий хлев;
- пещера
- навес
Непременная деталь — ясли на полу охапка сена или соломы колонна
Помимо Марии, Иосифа и новорождённого Иисуса присутствуют:
- — вол и осел:
Поклонение Девы Марии. Образ Девы Марии, коленопреклоненно поклоняющейся Младенцу, восходит к рассказу Бригитты Шведской, в 1370 году посетившей Вифлеем и написавшей «Откровения» о своих видениях Девы Марии. «Когда пришло время ей родить, сняла она свою обувь и белый плащ, сняла свое покрывало, и ее золотистые волосы упали ей на плечи. Тогда она приготовила пеленки и положила их рядом с собой. Когда все было готово, она опустилась на колени и стала молиться. Пока она так молилась, воздев руки, младенец неожиданно родился в таком ярком сиянии, что оно полностью поглотило слабый свет свечи Иосифа». Эта религиозная трактовка темы порой образует основу Sacra Conversazione [итал. — Святое собеседование] с предстоящими святыми и, возможно, донаторами.
Две служанки. Византийские художники изображали Рождество Христово как действительные роды: Дева Мария лежит на кровати, а при ней две повитухи, одна из которых обмывает Младенца. Апокрифическая Книга Иакова повествует о сомнении однай из повитух (Саломеи) в том, что Мария могла родить и сохранить при этом девство. Чтобы удостовериться в этом, она коснулась ее, рука ее тотчас «отнялась как в огне». Затем она исцелилась, когда Саломея взяла Младенца на руки. Этот сюжет, встречался и в западном искусстве до осуждения его Тридентским собором (сер. XVI в.).
Дева Мария стоящая.
- «Дева Мария поднялась ночью и прислонилась к колонне. Иосиф принес в хлев свечу и сноп сена, которое он положил на землю. Сын Божий, выйдя из утробы матери, не причинив ей никакой боли, мгновенно перенесся на сено к ногам Девы Марии».
- псевдо-Бонавентура (Джованни де Каулибус) «Размышления»
- «Дева Мария поднялась ночью и прислонилась к колонне. Иосиф принес в хлев свечу и сноп сена, которое он положил на землю. Сын Божий, выйдя из утробы матери, не причинив ей никакой боли, мгновенно перенесся на сено к ногам Девы Марии».
Порой колонна является существенной особенностью конструкции хлева; а на земле лежит охапка сена или соломы.
Часто на заднем плане композиций, на которых запечатлено Рождество, изображена сцена благовещения пастухам.
и на них обычно присутствует все Святое Семейство. Младенец Христос лежит в яслях или на соломе. Мария преклонилась пред ним. Сбоку стоит изумленный Иосиф. На заднем плане изображены вол и осел, которые смиренно взирают на происходящее.
К теме Рождества Христова примыкают такие сюжеты как «Благовествование пастухам», «Поклонение пастухов», «Поклонение волхвов» и т. д., которые часто включаются в композицию Рождества или образуют с ним единый цикл.
К обособившимся из основной композиции сюжетам относятся «Поклонение Девы Марии» и «Дева Мария стоящая (у колонны)».
Ad vocem
- — (ранняя) апокрифическая книга Иакова — первое упоминание о пещере:
- «И нашел там пещеру, и привел ее… и облако сияющее появилось в пещере… И облако тогда отодвинулось от пещеры, и в пещере засиял такой свет, что они не могли вынести его, а немного времени спустя свет исчез и явился Младенец, вышел и взял грудь матери своей Марии».
- — апокрифическое Евангелии псевдо-Матфея (VIII в. — ?) — первое упоминание о воле и осле:
- «Ангел снизошел и вступил в темную пещеру, которая при этом озарилась светом… На третий день Мария оставила пещеру и вошла в хлев и положила Младенца в ясли, и вол и осел поклонились ему».
- — «Откровения» Бригитты Шведской, в которых описаны явления Девы Марии — видения святой после посещения ею в 1370 г. Вифлеема
- «Когда пришло время ей родить, сняла она свою обувь и белый плащ, сняла свое покрывало, и ее золотистые волосы упали ей на плечи. Тогда она приготовила пеленки и положила их рядом с собой. Когда все было готово, она опустилась на колени и стала молиться. Пока она так молилась, воздев руки, младенец неожиданно родился в таком ярком сиянии, что оно полностью поглотило слабый свет свечи Иосифа».
- — «Размышления» псевдо-Бонавентуры (Джованни де Каулибус)
- «Дева Мария поднялась ночью и прислонилась к колонне. Иосиф принес в хлев свечу и сноп сена, которое он положил на землю. Сын Божий, выйдя из утробы матери, не причинив ей никакой боли, мгновенно перенесся на сено к ногам Девы Марии».
Черновые материалы
РОЖДЕСТВО ГОСПОДА БОГА И СПАСА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА
В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле. Эта перепись была первая в правление Квириния Сириею. И пошли все записываться, каждый в свой город. Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова, записываться с Мариею, обрученною ему женою, которая была беременна. Когда же они были там, наступило время родить Ей, и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице. В той стране были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего. Вдруг предстал им Ангел Господень, и слава Господня осияла их, и убоялись страхом великим. И сказал им Ангел: не бойтесь, я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям, ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь, и вот вам знак, вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях. И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение! Когда Ангелы отошли от них на небо, пастухи сказали друг другу, пойдем в Вифлеем и посмотрим,что там случилось, о чем возвестил нам Господь. И, поспешив, пришли и нашли Марию и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях. Увидев же, рассказали о том, что было возвещено им о Младенце Сем. И все слышавшие дивились тому, что рассказывали им пастухи. А Мария сохраняла все слова сии, слагая в сердце Своем. И возвратились пастухи, славя и хваля Бога за все то, что слышали и видели, как им сказано было.
День Празднования - 7 Января (25 декабря)
В Вифлееме, куда Иосиф с Марием отправились для записи согласно декрету Августа об общей переписи Римской империи.
Ангелы часто представлены музицирующими. Ангельский концерт — поздний элемент.
Ист. Лк.; Ев. пс.-Мф; Первоев. от Иакова (вошло в Золотую Легенду).
Основной эпизод христианской иконографии, наряду с распятием.
Ботичелли:
- — Надпись на греческом с указанием даты (1501 г.) — время политических и религиозных волнений, апокалиптических настроений… Ботичелли, очень встревоженный ситуацией во Флоренции после изгнания Медичи обильно рассыпает по полотну ветви оливы как призыв к миру.
- — Смешанная иконография пещеры и хижины — грот с навесом.
- — Ангелы с венцами (царственность) и оливковыми ветвями (мир) ведут хоровод согласия между земным миром и небесными сферами — золотой купол.
- — Ангелы на кровле навеса облачены в одежды цветов богословских добродетелей: веры — белый; надежды — зелёный; и милосердия — красный.
Бароччи:
- — Иосиф открывает дверь хлева и указывает на Младенца (открытие нового этапа истории, Нового Завета; аллюзия на Иоанна Крестителя…
- — Поклонение Марии новорождённому Иисусу — «норма Контрреформации».
- — Картина «сентиментальная», «деликатного и нежного звучания»…
Венециано:
- — Навес между скал
- — Звезда, повисшая над пещерой — следование тексту апокрифического Евангелия Младенчества псевдо-Матфея;
- — Согласно с Ев. Луки весть пастухам (пастуху) приносит один ангел, тгда ка остальные поют прославляющую песнь.
- — Иосиф указывает на Младенца, «вступая в роль мнимого отца и человеческого толкователя божественной природы Иисуса».
- — Ясли по своей форме аналогичны классическому саркофагу: Связь Рождества и Страстей, христианства и античности.
- — Иисус согреваемый дыханием вола и осла…
Синт Янс:
- — Мария ранее других человеческих существ освещена исходящим от Младенца светом…
- — Роль Иосифа во всех произведениях, предшествующих ранней контрреформации, сугубо второстепенная.
- — Один ярко освещённый ангел (Лк.)
- — апокриф Ев-я указявая на вола и осла, ссылаются на пророчества Исайи и Аввакума.
Пизано:
- — Волынка (на рельефе — свирель) у играющего пастуха — «главный инстркмент для рождественских мелодий».
- — Сюжет Благовестия зрительно доминирует над собственно Рождеством…
- — Повитухи готовят купель для омовения…
- — Лежащая Мария выражает усталость от родов (и боли) ей вторит фигура усталого Иосифа…
Брейгель:
- — Участок для переписи (по указу Августа, организованный утаверны.
- — Забой свиньи — сезонное изображение, важный момент в жизни крестьянской семьи. Не имеет символического (нпр. антисемитского) значения.
- -
- -
Литература
- Виноградова Л. Н., Плотникова А. А. Одноимённая статья в SMES
Иллюстрации
- Ханс Бальдунг Грин. Рождество. 1520 г. Мюнхен, Старая пинакотека
- Питер Брейгель Старший. Перепись в Вифлееме. 1566 г. Брюссель, Королевские музеи изящных искусств
- Бонанно Пизано. Рождество и Благовестие пастухам. Ок. 1190 г. Пиза, собор, врата Сан Раньери
- Гертген тот Синт Янс. Рождество. Ок. 1480—1485 гг. Лондон, Национальная галерея
- Федерико Бароччи. Рождество Христово. Ок 1590 г. Мадрид, Прадо
- Паоло Венециано. Рождество Христово. Ок. 1355 г. Белград, Национальный музей