Калачакра: различия между версиями
(а) |
м |
||
Строка 14: | Строка 14: | ||
См. также: | См. также: | ||
:[[Буддийская мифология]] | :[[Буддийская мифология]] | ||
− | : | + | :Макрокосм |
:[[Микрокосм]] | :[[Микрокосм]] | ||
:[[Идам]] | :[[Идам]] | ||
---- | ---- | ||
:[[Шакьямуни]] | :[[Шакьямуни]] | ||
− | : | + | :Сучандра |
:[[Шамбала]] | :[[Шамбала]] | ||
:[[Ваджрапани]] | :[[Ваджрапани]] | ||
− | : | + | :Наропа |
---- | ---- | ||
:[[Цикличность]] | :[[Цикличность]] |
Версия 00:13, 1 февраля 2021
в буддийской религиозно-мифологической системе ваджраяны отождествление макрокосма с микрокосмом, вселенной с человеком. Идеи калачакры переданы в «Калачакра-тантре». Согласно ей, все внешние явления и процессы взаимосвязаны с телом и психикой человека, поэтому, изменяя себя, человек изменяет и мир. С калачакрой связано представление о цикличности времени (в Тибете — 12- и 60-летние календарные циклы). По легенде, учение калачакры было изложено буддой Шакьямуни по просьбе царя мифической страны Шамбхалы Сучандры (воплощения бодхисатвы Ваджрапани). После возвращения в Шамбхалу Сучандра передал это учение в форме тантры. В Индии, согласно легенде, проповедь калачакры была начата лишь в конце X в. Цилупой (по другим источникам, — Питопой, или Великим Калачакрападой), который попал чудесным образом в Шамбхалу и был там посвящен царем Кальки в учение калачакры. Вернувшись в Индию, он изложил это учение махасиддхе Наропа. Учение калачакры играло особенно важную роль (начиная с середины XI в.) в тибетском буддизме.
Идам в ваджраяне, символизирующий учение калачакры. |
См. также:
|
Литература
- Мялль Л. Э.Одноимённая статья в MNME
- Зелинский А. Н., «Колесо времени» в циклической хронологии Азии, «Народы Азии и Африки», 1976, No 2 < MNME
- Hoffmann H., Das Kдlacakra, die letzte Phase des Buddhismus in Indien, «Saeculum», 1964, Bd 15, H. 2 < MNME
- его же, Kalacakra Studies I, «Central Asiatic Journal», 1969, v. 13, No l, p. 52-73, 1972, v. 15, No 4, p. 298—301 < MNME