Виноточило: различия между версиями
Перейти к навигации
Перейти к поиску
(а) |
м |
||
| Строка 15: | Строка 15: | ||
:[[Виноград]] | :[[Виноград]] | ||
:[[Вино]] | :[[Вино]] | ||
| − | :[[Распятие]] | + | :[[Распятие Христа|Распятие]] |
:[[Кровь]] | :[[Кровь]] | ||
| − | :[[Евхаристия]] | + | :[[Причащение|Евхаристия]] |
---- | ---- | ||
:[[Шесему]] | :[[Шесему]] | ||
Версия 10:21, 2 февраля 2021
Христианство
Символика виноградного пресса как образа гнева Господня восходит к Книге пророка Исайи (63:1-6).
Св. Августин метафорически уподобил Христа виноградной грозди из Земли Обетованной, брошенной в виноточило. Он намекал на уже упомянутое место из Ветхого Завета и фрагмент книги Числа:
- два соглядатая Моисея в Ханаане «срезали там виноградную ветвь[1] с одною кистью ягод и понесли ее на шесте двое[2]»,
- описание Бога Израиля, топчущего угнетателей в точиле своего гнева:
- «Я топтал точило один, и из народов никого не было со Мною; и Я топтал их во гневе Моем…»[3]
Мистическое виноточило часто встречается во французских витражах XVI в.: коленопреклонённый Христос стоит под прессом, подточилье[4] готово принять его кровь или она уже льется и собирается в бочки. Крест может быть трансформирован в пресс или вертикальный столб со спиральной нарезкой. Этот сюжет буквально представлял католическую доктрину «Реального Присутствия [Господа]» в Евхаристии.