Амур и Психея: различия между версиями
(а) |
|||
Строка 1: | Строка 1: | ||
− | [[Изображение:00-03-246-000.jpg|250px|thumb|right|Антонис ван Дейк. Амур и Психея. 1638 г.|ссылка=Special:FilePath/00-03-246-000.jpg]]6. [[ | + | [[Изображение:00-03-246-000.jpg|250px|thumb|right|Антонис ван Дейк. Амур и Психея. 1638 г.|ссылка=Special:FilePath/00-03-246-000.jpg]]6. [[Эрот]] и [[Психея]]. Не миф, а более поздняя античная сказка, приводимая Луцием Апулеем (II в. н.э.) в "Метаморфозах" или, иначе, "Золотом Осле" (кн. 4-6). Психея была столь красивой девушкой, что возбудила зависть самой Венеры. Купидон, посланный богиней разжечь любовь Психеи к некоему недостойному созданию, сам влюбился в нее. Он привел ее в свой дворец, где посещал ее только с наступлением темноты, запрещая ей самой поднимать на него глаза. Любопытство и страх по отношению к неизвестной внешности своего возлюбленного и уговоры двух ее завистливых сестер побудили Психею взять как-то ночью лампу и посмотреть на него, пока он спал. Но она неосторожно капнула на него горячим маслом, и он проснулся. Разгневанный, Купидон покинул ее, а его дворец исчез. Ища его, Психея скиталась по всей земле, выполняя, казалось бы, невыполнимые задания, поручавшиеся ей Венерой, надеясь тем самым вернуть его. С помощью доброжелательно настроенных муравьев ей удалось рассортировать гору зерна. Из царства мертвых от Прозерпины она получила шкатулку, которую, не сдержав своего любопытства, открыла, - в ней был заключен подземный сон, и Психея уснула. Церера и Юнона тщетно ходатайствовали за нее перед Венерой. В конце концов, Юпитер, тронутый просьбой Купидона, сжалился над Психеей, и она была вознесена на небо Меркурием, вновь соединилась, со своим возлюбленным, и они поженились на праздничном пиру. Ренессансные гуманисты трактовали этот сюжет как философскую аллегорию стремления Души (Психея) соединиться с Желанием (Эрот), результатом чего является Наслаждение (их Потомство). Чаще всего изображается один эпизод этой истории: Психея в своем будуаре держит лампу над спящим Купидоном. Но эта история появляется также в виде цикла сцен - иногда довольно многочисленных - в декоративном убранстве ренессансных дворцов. (См.т.ж. [[Душа]].) |
[[Категория:Латинская мифология]] | [[Категория:Латинская мифология]] |
Версия 21:32, 2 февраля 2021
6. Эрот и Психея. Не миф, а более поздняя античная сказка, приводимая Луцием Апулеем (II в. н.э.) в "Метаморфозах" или, иначе, "Золотом Осле" (кн. 4-6). Психея была столь красивой девушкой, что возбудила зависть самой Венеры. Купидон, посланный богиней разжечь любовь Психеи к некоему недостойному созданию, сам влюбился в нее. Он привел ее в свой дворец, где посещал ее только с наступлением темноты, запрещая ей самой поднимать на него глаза. Любопытство и страх по отношению к неизвестной внешности своего возлюбленного и уговоры двух ее завистливых сестер побудили Психею взять как-то ночью лампу и посмотреть на него, пока он спал. Но она неосторожно капнула на него горячим маслом, и он проснулся. Разгневанный, Купидон покинул ее, а его дворец исчез. Ища его, Психея скиталась по всей земле, выполняя, казалось бы, невыполнимые задания, поручавшиеся ей Венерой, надеясь тем самым вернуть его. С помощью доброжелательно настроенных муравьев ей удалось рассортировать гору зерна. Из царства мертвых от Прозерпины она получила шкатулку, которую, не сдержав своего любопытства, открыла, - в ней был заключен подземный сон, и Психея уснула. Церера и Юнона тщетно ходатайствовали за нее перед Венерой. В конце концов, Юпитер, тронутый просьбой Купидона, сжалился над Психеей, и она была вознесена на небо Меркурием, вновь соединилась, со своим возлюбленным, и они поженились на праздничном пиру. Ренессансные гуманисты трактовали этот сюжет как философскую аллегорию стремления Души (Психея) соединиться с Желанием (Эрот), результатом чего является Наслаждение (их Потомство). Чаще всего изображается один эпизод этой истории: Психея в своем будуаре держит лампу над спящим Купидоном. Но эта история появляется также в виде цикла сцен - иногда довольно многочисленных - в декоративном убранстве ренессансных дворцов. (См.т.ж. Душа.)