Вельзевул: различия между версиями
(а) |
м |
||
Строка 20: | Строка 20: | ||
---- | ---- | ||
:[[Бесы]] | :[[Бесы]] | ||
− | : | + | :Баал-Зебуб |
:[[Баал]] | :[[Баал]] | ||
− | :[[Сатана]] | + | :[[Сатана, падший ангел|Сатана]] |
:[[Дьявол]] | :[[Дьявол]] | ||
---- | ---- |
Версия 22:56, 2 февраля 2021
В христианских представлениях демоническое существо. Первое текстуально засвидетельствованное упоминание слова «Вельзевул» обнаруживается в Евангелиях где рассказывается, что фарисеи и книжники называли Иисуса Христа Вельзевулом или утверждали, что он изгоняет бесов силою Вельзевула — «князя бесов»[1]. Переводчик и комментатор Библии Евсевий Иероним (IV — нач. V вв.) связывал имя «Вельзевул» с именем упоминаемого в Ветхом завете бога филистимлян Баал-Зебуба (вааlze bub) — «повелитель мух», который почитался в городе Аккарон (Экрон). за обращение к оракулу Баал-Зебуба В русском переводе Библии этот божок так и назван — «Вельзевул»</ref> царя израильского Охозию постигла кара Яхве[2]. Имеются археологические находки изделий в виде мухи, посвящённые, очевидно, соответствующему божеству. Толкование Иеронима до недавнего времени оставалось последним словом филологии, оно нашло отражение и в художественной литературе[3]. Современная наука предлагает ещё два толкования:
Возможно, что при складывании словоупотребления «Вельзевул», известного синоптическим Евангелиям, участвовали все три ассоциативные линии. |
См. также: |
Литература
- Аверинцев С. С. Одноимённая статья в MNME