Товия: различия между версиями

Материал из StudioSyndrome
Перейти к навигации Перейти к поиску
(а)
 
м (Замена текста — «Рафаил» на «Рафаил, архангел»)
Строка 46: Строка 46:
 
• [[Рыба]]  
 
• [[Рыба]]  
  
• [[Рафаил]]
+
• [[Рафаил, архангел]]
 
|}
 
|}
 
==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Искусство</font></div>==
 
==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Искусство</font></div>==

Версия 22:27, 4 февраля 2021

Описание

Товит и Товия
Товит < греч. Tobit << евр. טוביה‎ — «Бог есть благо»
Товит < греч. Tobias << евр. tobiyya — «благость Бога»
—————————


Персонажи ветхозаветного предания, изложенного в «Книге Товита». Персонаж апокрифического Ветхого Завета (книга Товита)

сын набожных иудеев Товита и Анны.


Действие происходит в VIII в. до н. э. Благочестивый Товит, остававшийся верным богу даже тогда, когда всё колено Неффалимово, к которому он принадлежал, стало приносить жертвы языческим богам, был отведён в плен в Ниневию ассирийским царём Салманасаром. Живя среди язычников, он сохраняет благочестие, раздавая милостыню и погребая тела других пленников, казнённых по приказу царя. После одного такого погребения он слепнет. Впав в большую нужду, Товит обращается к богу с молитвой. Одновременно в мидийском городе Экбатане подобную же молитву возносит его племянница Сарра, любимая злым духом Асмодеем, который умерщвлял одного за другим семь её женихов, прежде чем они входили к ней на брачное ложе. Бог посылает ангела Рафаила помочь им обоим. Тем временем Товит, просивший скорой смерти у бога, вспоминает о серебре, которое он когда-то оставил в Мидии, и снаряжает за ним своего сына Товию, наняв ему в провожатые некоего Азарию, который на самом деле есть не кто иной, как архангел Рафаил. Они трогаются в путь в сопровождении собаки Товии. По дороге Товия по совету ангела вылавливает в Тигре рыбу, пытавшуюся его проглотить, и сберегает её печень и желчь. Дорогой Рафаил побуждает Товию жениться на Сарре и указывает ему способ изгнания Асмодея с помощью курения, сделанного из сердца и печени рыбы. От запаха курения демон бежит в Египет, где Рафаил, настигнув, связывает его. С молодой женой, чудесным помощником, собакой и серебром возвращается Товия к родителям. Он прикладывает к глазам Товита (снова по наущению ангела) рыбью желчь, и тот прозревает. Отец и сын хотят щедро наградить провожатого, дав ему половину состояния, но тот открывается им, сказав, что был послан богом помочь Товиту и его невестке в награду за благочестие Товита.

Приключения Товии и его спутника и хранителя — архангела Рафаила — начинаются в Ниневии во времена изгнания евреев в Ассирию (VIII в. до н. э.). Товит заботился о своих соплеменниках, находившихся в нужде, и пекся о подобающем погребении тех, кто встречал свою смерть от рук царя. В преклонные годы он потерял зрение в результате странного случая: однажды, когда он прилег отдохнуть на дворе (То есть, вне дома, поскольку был, согласно иудейскому закону, «нечистым», так как в этот день он погребал одного умершего), воробьиный помет упал ему на глаза и от этого у него образовались бельма. Чувствуя близкую смерть, Товит наказал своему сыну отправиться в Мидию, чтобы раздобыть там немного денег (В свое время он положил 10 талантов серебра на хранение у израильтянина Гаваила, жившего в Рагах Мидийских). Товия прежде всего стал искать спутника для своего путешествия и встретил архангела Рафаила (Отличительный признак ангела — крылья — были позднехристианской условностью, заимствованной у римского античного образа крылатой богини Победы), который согласился сопровождать его. Получив благословение Товита, эта пара отправилась в путь, оплакиваемая матерью Товии. Собака юноши следовала за ними по пятам.

Добравшись до реки Тигр, Товия спустился к воде, чтобы помыться, как вдруг из воды на него кинулась большая рыба, желавшая поглотить его. По указанию Рафаила он схватил ее и выпотрошил, отделив сердце, печень и желчь. Архангел объяснил, что курение, сделанное из ее жареного сердца и печени, изгоняют демонов, а желчь этой рыбы излечивает бельма.

По прибытии к месту Товия собрал деньги, а затем, по совету ангела, они отправились к одному родственнику, дочь которого, Сарра, стала невестой Товии. Сарра же была околдована демоном, ставшим причиной смерти семерых ее предыдущих мужей. Тем не менее свадьба Товии и Сарры состоялась, хотя и не без опасений. Демона успешно изгнали с помощью печени и сердца пойманной рыбы, которые положили в кадильницу и курили. Тогда супружеская чета в спальне своей вознесла благодарственную молитву.

Возвратившись в Ниневию, Товия употребил желчь, чтобы вернуть зрение отцу. Когда Товия предложил архангелу вознаграждение за его благодеяния, тот обнаружил себя, и отец и сын пали перед ним на колени.

История в том виде, в каком она дошла до нас, датируется II в. до н. э., она включает в себя элементы далекого фольклора — ассирийского и персидского. Наряду со значительным слоем чисто иудаистической мифологической образности, история Товита и Товии использует распространённые фольклорные сюжеты. Мотив погребения Товитом трупов имеет параллели со сказочным сюжетом «благодарного мертвеца». В «Книге Товита» герой, однако, расщеплён на отца и сына (объединённых вариантами общего имени), а вместо непогребённого покойника мы встречаем ангела (возможно, под влиянием иранской мифологии, а также египетских источников). Заметны также следы мотива поисков живой воды с целью возвратить зрение отцу. Собака, сопровождавшая в странствиях Товию (у евреев — нечистое животное), сравнивалась с собакой Одиссея. Несомненно иранское происхождение демона Асмодея.

Основные значения:

ХХХ

Основные символы:

00-00-000-000.jpg

Смотри:

Иудаистическая мифология

Христианская мифология

Книга Товита


Смотри также:


Слепота

Рыба

Рафаил, архангел

Искусство

История Товита, с её причудливым смешением атмосферы патриархального благочестия с элементами авантюрного романа и волшебной сказки, пронизанная многочисленными фольклорными мотивами и отголосками восточных мифов, прочно вошла в европейскую культуру.

Среди народных сказок Европы также имеются такие, которые напоминают ее, например, «Дорожный товарищ» Андерсена.

В живописи её мотивы использовали Боттичелли, Тициан, Рафаэль и в особенности голландские художники.

Воплощение в изобразительном искусстве нашли большинство эпизодов, но наиболее популярны сюжеты «Товия и ангел» и «Излечение (слепоты) Товита».

«Большая рыба» считалась крокодилом, чья печень и сердце использовались в древней магии в качестве талисмана, предохраняющего от демонов. Когда Товия показан вытаскивающим рыбу, она изображается размером не больше форели.

Излечение слепоты Товита обычно представлено как своего рода помазание, хотя Рембрандт и другие северные художники, писавшие после него, изображают хирургическую операцию по удалению катаракты. Это объясняется использованием этого слова в голландской Библии для обозначения «белизны» в глазах Товита.

Концепция ангела-хранителя была распространена в ренессансной Италии, и сюжет с Товией использовался семьей, чтобы запечатлеть путешествие сына похожим на которого изображается Товия.

Излечение слепоты Товита — сюжет картин, заказанных жертвами этой болезни в надежде на излечение.

00-00-000-000.jpg Смотри также:

Товий и ангел

Благодарный мертвец

Крокодил

Библиография

— Товит и Товия // MNME
Huet G., Le conte du «Mort reconnaissant» et le livre de Tobie, «Revue ed lhistoire des religions», 1915, No 71 < MNME
Liljenblad S., Die Tobiasgeschichte und andere Mдrchen mit toten Helfern Lund, 1927 < MNME

Примечания и комментарии