Стол: различия между версиями
(а) |
м |
||
Строка 18: | Строка 18: | ||
---- | ---- | ||
:[[Круглый Стол]] | :[[Круглый Стол]] | ||
− | : | + | :Престол |
:[[Трон]] | :[[Трон]] | ||
---- | ---- |
Версия 19:22, 6 февраля 2021
Особо почитаемый предмет домашнего интерьера, связанный с идеей объединения, совместной трапезы, общности. Основные значения:
|
См. также:
|
Славяне
Для восточных и западных славян наиболее характерен высокий стол, стоящий в красном углу; южные же славяне (сербы, македонцы, болгары) традиционно пользовались низким круглым столиком, который появился у них под турецким влиянием. В некоторых районах Украины, Белоруссии, Польши и Словакии известны были и другие виды столов: стол-скрыня, глиняный стол и др.; пользовались также для еды широкой переносной лавкой, табуреткой и т. д.
У восточных славян стол составлял неотъемлемую принадлежность дома, например при продаже дома стол обязательно передавали новому владельцу. Такие свойства стола, как его неподвижность и неотделимость от жилища, используются в ряде обрядов. В Воронежской губ. купленных кур вертели вокруг ножки стола, приговаривая: «Как стол от избы не отходит, так бы и вы, куры, от двора не отходили!» Передвижение стола становится возможным только при совершении обряда, например во время свадьбы или похорон.
Символическое осмысление стола в народной традиции во многом определялось его уподоблением церковному престолу. Формулы «стол — это престол» и «стол — это престол Божий» известны у всех восточных славян. Широко распространены и предписания типа: «Стол — то же, что в алтаре престол, а потому и сидеть за столом и вести себя нужно так, как в церкви» (Олонецкая губ.). Не разрешалось помещать на стол посторонние предметы, так как это место самого Бога. У восточных и западных славян на столе постоянно находился хлеб, что как бы превращало его в престол, ср. поговорку: «Хлеб на стол, так и стол престол, а хлеба ни куска — и стол доска». На Русском Севере не разрешалось стучать по столу, ибо стол — это ладонь Бога или Богоматери, протянутая людям. Там же стол называли материнским сердцем, подразумевая, во-первых, сердце матери и, во-вторых, сердце Богородицы.
В Орловском уезде во время обеда и ужина крестьяне старались подольше посидеть за столом, «потому что, по их мнению, сколько за столом просидишь, столько в Царстве Небесном пробудешь». В Харьковской губ. на второй или третий день после крестин совершался обряд «ходить (садиться, собираться) в рай», во время которого, в частности, обходили вокруг стола или сидели за ним. По-видимому, соотнесение стола с раем объясняется одним из значений церковного алтаря: «земной рай, где жили наши родители».
Во многих славянских обрядах известен ритуальный обход стола (свадьба, родины и др.). На Украине и в Белоруссии вокруг стола обносили новорожденного; в Костромском крае баба-повитуха трижды обводила вокруг стола роженицу со словами: «Освободи, Господи, душу грешную, а другую безгрешную». В то же время вне ритуала обход стола возбранялся.
Место, занимаемое за столом, — важный показатель семейного и социального положения человека, что многократно обыгрывается в обрядах и фольклоре.
Литература
- Топорков А. Л. Одноимённаястатья в SMES
- Байбурин А. К. Жилище в обрядах и представлениях восточных славян. Л., 1983 < SMES
- Топорков А. Л. Происхождение элементов застольного этикета у славян // Этнические стереотипы поведения. Л., 1984. С. 223—242 < SMES
- Байбурин А. К., Топорков А. Л. У истоков этикета: Этнографические очерки. Л., 1990 < SMES
- Лулева А. Трапезата — вещ-знак в традиционната българска къща // Хлябът в славянската култура. София, 1997. С. 217—226 < SMES