Набу: различия между версиями
(а) |
м |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
− | Древневавилонский бог г. Борсиппы, сын | + | Древневавилонский бог г. Борсиппы, сын Меродаха. |
Первоначально бог злаков и произрастания, потом «пророк и бог откровения», соотносимый с планетой Меркурий, наконец бог премудрости, письменности. | Первоначально бог злаков и произрастания, потом «пророк и бог откровения», соотносимый с планетой Меркурий, наконец бог премудрости, письменности. | ||
Строка 6: | Строка 6: | ||
==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">МНМ</font></div>== | ==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">МНМ</font></div>== | ||
:Н'''а'''бу | :Н'''а'''бу | ||
− | + | В [[Шумеро-аккадская мифология|аккадской мифологии]] бог писцового искусства и мудрости, покровитель писцов, бог — покровитель города Борсиппы, пригорода Вавилона (главный храм Н. — Эзида, один из шедевров древневосточного зодчества). Сын Мардука и Зерпанитум (Царпаниту). Не исключено, что родство Мардука и Н. — вторично и связано с близостью Вавилона и Борсиппы, но возможно, что и значение Н., постепенно всё возраставшее, объясняется родством с главным богом. В 15 в. до н. э. культовыми центрами Н. становятся также Ниневия и Калху. Культ Н., в котором он поднимается до уровня космических божеств, прослеживается вплоть до селевкидского времени. К рангу высших божеств Н. причисляется и как писец таблиц судеб, иногда он считается их обладателем и тогда наделяется эпитетами Мардука. В одном из новоассирийских текстов Н. называют «открывающий источники» и «руководитель роста урожая» (снова перенос на Н. космических черт Мардука). На статуе 8 в. до н. э. есть характерная надпись: «доверяйся Набу и никакому другому богу». Особенно почитался в нововавилонский период, когда постепенно стал вытеснять Мардука. В мифах, как сравнительно поздно появившийся бог, Н. не встречается. В одном заклинании из Ашшура Н. назван сыном Эйя (Энки) и фигурирует в функции Ассалухи-Мардука. Супруга Н. — богиня судьбы Ташмету. Символ Н., как и шумерской богини Нисабы (с которой его роднят многие черты), — писцовый грифель. Часто его изображают стоящим на священном пьедестале, установленном на рыбокозле или драконе Муш-хуше (символ Мардука). | |
==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Литература</font></div>== | ==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Литература</font></div>== | ||
*Афанасьев В. К. Одноимённая статья в [[MNME]] | *Афанасьев В. К. Одноимённая статья в [[MNME]] | ||
[[Категория:Шумеро-аккадская мифология]] | [[Категория:Шумеро-аккадская мифология]] |
Версия 18:25, 7 февраля 2021
Древневавилонский бог г. Борсиппы, сын Меродаха.
Первоначально бог злаков и произрастания, потом «пророк и бог откровения», соотносимый с планетой Меркурий, наконец бог премудрости, письменности.
В 807 г. его культ проник в Ассирию (Возможно, через вавилонянку Саммурамат (Семирамиду), игравшую значительную роль в царствование Рамманнирари III.), где получил большое распространение. В Калахе был воздвигнут храм Набу, в других местах — статуи с надписями в его честь, и советами царя прибегать к одному этому богу. О почитании Набу в новом Вавилоне свидетельствуют имена царей Набополассара и Навуходоносора.
МНМ
- Набу
В аккадской мифологии бог писцового искусства и мудрости, покровитель писцов, бог — покровитель города Борсиппы, пригорода Вавилона (главный храм Н. — Эзида, один из шедевров древневосточного зодчества). Сын Мардука и Зерпанитум (Царпаниту). Не исключено, что родство Мардука и Н. — вторично и связано с близостью Вавилона и Борсиппы, но возможно, что и значение Н., постепенно всё возраставшее, объясняется родством с главным богом. В 15 в. до н. э. культовыми центрами Н. становятся также Ниневия и Калху. Культ Н., в котором он поднимается до уровня космических божеств, прослеживается вплоть до селевкидского времени. К рангу высших божеств Н. причисляется и как писец таблиц судеб, иногда он считается их обладателем и тогда наделяется эпитетами Мардука. В одном из новоассирийских текстов Н. называют «открывающий источники» и «руководитель роста урожая» (снова перенос на Н. космических черт Мардука). На статуе 8 в. до н. э. есть характерная надпись: «доверяйся Набу и никакому другому богу». Особенно почитался в нововавилонский период, когда постепенно стал вытеснять Мардука. В мифах, как сравнительно поздно появившийся бог, Н. не встречается. В одном заклинании из Ашшура Н. назван сыном Эйя (Энки) и фигурирует в функции Ассалухи-Мардука. Супруга Н. — богиня судьбы Ташмету. Символ Н., как и шумерской богини Нисабы (с которой его роднят многие черты), — писцовый грифель. Часто его изображают стоящим на священном пьедестале, установленном на рыбокозле или драконе Муш-хуше (символ Мардука).
Литература
- Афанасьев В. К. Одноимённая статья в MNME