Кухулин: различия между версиями
(а) |
м |
||
Строка 2: | Строка 2: | ||
:Кухулин — ''ирл.'' Съ Chъlainn — «пёс Куланна» | :Кухулин — ''ирл.'' Съ Chъlainn — «пёс Куланна» | ||
− | В ирландской мифоэпической традиции герой, центральный персонаж многочисленных саг т. н. уладского (ольстерского) цикла. Традиция относит подвиги К. ко времени правления | + | В ирландской мифоэпической традиции герой, центральный персонаж многочисленных саг т. н. уладского (ольстерского) цикла. Традиция относит подвиги К. ко времени правления Конхобара в Эмайн Махе, столице Улада (рубеж н. э.). Несмотря на ярко выраженную героическую атмосферу повествований данного цикла и дискутируемую историчность его центральных персонажей, большинство из них (прежде всего сам К.) тесно связаны с мифологией. Сын бога Луга и смертной Дехтире (по другой версии, плод инцеста Конхобора и его сестры Дехтире), К. в раннем возрасте отличается в обычных для ирландского эпического героя «детских деяниях», центральным из которых было убийство чудовищного пса кузнеца Куланна (имя К. — «Пёс Куланна» вместо прежнего Сетанта герой получил после того, как вызвался заменить как сторож убитую им собаку). Приняв оружие в семь лет, К. обучался боевой доблести и мудрости у чудесных наставниц Скатах, Уатах и Айфе (от Айфе у него был сын Конлайх, впоследствии неузнанным сразившийся с К. и павший от его руки). К., полюбивший сиду Фанд, проникает в потусторонний мир Мананнана сына Лера. Он героически противостоит войскам четырёх провинций Ирландии («Похищение быка из Куальнге»); здесь ярко выступают фантастические элементы образа К. — его способность к чудесным преображениям, владение магическими приёмами и пр. К. героически сражается с врагами, которым только с помощью волшебства удаётся добиться над ним победы (вызывают К. на единоборство, когда все остальные улады поражены магической болезнью; заставляют его с помощью волшебства нарушить зароки — «гейсы», лежащие на К., в результате чего он лишается части своей силы, коня, копья); пронзённый насмерть врагами своим же копьём, он умирает стоя, привязав себя к священному камню (сага «Смерть К.»). |
==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Литература</font></div>== | ==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Литература</font></div>== | ||
*Шкунаев С. В. Одноимённая статья в [[MNME]] | *Шкунаев С. В. Одноимённая статья в [[MNME]] | ||
*Иванов В. В., Происхождение имени Кухулина, в сб.: Проблемы сравнительной филологии, М.-Л., 1964; Tбin Ву Cъalnge from the book of Leinster, ed. by C. O’Rahilly, Dublin, 1970; D’Arbois de Jubainvilie H., йtude sur le Tбin, «Revue Cйltique», 1907, v. 28, No 1 | *Иванов В. В., Происхождение имени Кухулина, в сб.: Проблемы сравнительной филологии, М.-Л., 1964; Tбin Ву Cъalnge from the book of Leinster, ed. by C. O’Rahilly, Dublin, 1970; D’Arbois de Jubainvilie H., йtude sur le Tбin, «Revue Cйltique», 1907, v. 28, No 1 | ||
[[Категория:Германо-скандинавская мифология]] | [[Категория:Германо-скандинавская мифология]] |
Версия 07:08, 9 февраля 2021
- Кухулин — ирл. Съ Chъlainn — «пёс Куланна»
В ирландской мифоэпической традиции герой, центральный персонаж многочисленных саг т. н. уладского (ольстерского) цикла. Традиция относит подвиги К. ко времени правления Конхобара в Эмайн Махе, столице Улада (рубеж н. э.). Несмотря на ярко выраженную героическую атмосферу повествований данного цикла и дискутируемую историчность его центральных персонажей, большинство из них (прежде всего сам К.) тесно связаны с мифологией. Сын бога Луга и смертной Дехтире (по другой версии, плод инцеста Конхобора и его сестры Дехтире), К. в раннем возрасте отличается в обычных для ирландского эпического героя «детских деяниях», центральным из которых было убийство чудовищного пса кузнеца Куланна (имя К. — «Пёс Куланна» вместо прежнего Сетанта герой получил после того, как вызвался заменить как сторож убитую им собаку). Приняв оружие в семь лет, К. обучался боевой доблести и мудрости у чудесных наставниц Скатах, Уатах и Айфе (от Айфе у него был сын Конлайх, впоследствии неузнанным сразившийся с К. и павший от его руки). К., полюбивший сиду Фанд, проникает в потусторонний мир Мананнана сына Лера. Он героически противостоит войскам четырёх провинций Ирландии («Похищение быка из Куальнге»); здесь ярко выступают фантастические элементы образа К. — его способность к чудесным преображениям, владение магическими приёмами и пр. К. героически сражается с врагами, которым только с помощью волшебства удаётся добиться над ним победы (вызывают К. на единоборство, когда все остальные улады поражены магической болезнью; заставляют его с помощью волшебства нарушить зароки — «гейсы», лежащие на К., в результате чего он лишается части своей силы, коня, копья); пронзённый насмерть врагами своим же копьём, он умирает стоя, привязав себя к священному камню (сага «Смерть К.»).
Литература
- Шкунаев С. В. Одноимённая статья в MNME
- Иванов В. В., Происхождение имени Кухулина, в сб.: Проблемы сравнительной филологии, М.-Л., 1964; Tбin Ву Cъalnge from the book of Leinster, ed. by C. O’Rahilly, Dublin, 1970; D’Arbois de Jubainvilie H., йtude sur le Tбin, «Revue Cйltique», 1907, v. 28, No 1