Диоскуры: различия между версиями

Материал из StudioSyndrome
Перейти к навигации Перейти к поиску
(а)
 
м
Строка 1: Строка 1:
 
[[Файл:00-02-897-000.jpg|250px|thumb|right|Один из Диоскуров с тимпана храма в Марасе, Локри. V в. до н. э.|ссылка=Special:FilePath/00-02-897-000.jpg]][[Файл:00-03-118-000.jpg|250px|thumb|right|Эксекий. Полидевк и Леда. Деталь росписи амфоры «Ахилл и Аякс за игрой в шашки». 530—525 гг. до н. э.|ссылка=Special:FilePath/00-03-118-000.jpg]][[Файл:00-03-116-000.jpg|250px|thumb|right|Питер Пауль Рубенс. Похищение дочерей Левкиппа. Ок. 1618—1820 гг.|ссылка=Special:FilePath/00-03-116-000.jpg]]
 
[[Файл:00-02-897-000.jpg|250px|thumb|right|Один из Диоскуров с тимпана храма в Марасе, Локри. V в. до н. э.|ссылка=Special:FilePath/00-02-897-000.jpg]][[Файл:00-03-118-000.jpg|250px|thumb|right|Эксекий. Полидевк и Леда. Деталь росписи амфоры «Ахилл и Аякс за игрой в шашки». 530—525 гг. до н. э.|ссылка=Special:FilePath/00-03-118-000.jpg]][[Файл:00-03-116-000.jpg|250px|thumb|right|Питер Пауль Рубенс. Похищение дочерей Левкиппа. Ок. 1618—1820 гг.|ссылка=Special:FilePath/00-03-116-000.jpg]]
 
:Диоскуры — ''греч.'' Dioskoyroi — «сыновья Зевса»
 
:Диоскуры — ''греч.'' Dioskoyroi — «сыновья Зевса»
В греческой мифологии [[Кастор и Полидевк]], [[близнецы]], сыновья Зевса, братья Елены и Клитеместры. См. рис. По одной из версий мифа (Apollod. III 10, 7), Полидевк и Елена — дети Леды от Зевса, Кастор и Клитеместра — её дети от спартанского царя — её супруга Тиндарея (поэтому Полидевк считался бессмертным, а Кастор — смертным). Д.- участники ряда героических предприятий; Полидевк — кулачный боец, Кастор — укротитель коней. Они вернули на родину похищенную Тесеем Елену, воспользовавшись его отъездом из Афин. Д. — участники похода аргонавтов, в котором Полидевк победил в кулачном бою царя Амика (Apoll. Rhod. II l-97), калидонской охоты (Ovid. Met. VIII 301 след.). Д. соперничали со своими ближайшими родичами Афаретидами, у которых похитили невест — Левкиппид, Фебу и Гилаейру — дочерей своего дяди Левкиппа. Кроме того, Д. и Афаретиды вступили в спор из-за дележа стада быков; в поединке Кастор пал от руки Идаса, в то время как Полидевк убил Линкея; Зевс же поразил перуном убийцу сына (Apollod. III 11, 2; Theocr. XXII 137—212). У Гомера в «Илиаде» Елена во время Троянской войны напрасно высматривает братьев на Троянской равнине, не зная об их уходе из мира жизни (Hom. Il. III 236—244). Бессмертный Полидевк был взят Зевсом на Олимп, но из любви к брату уделил ему часть своего бессмертия, они оба попеременно в виде утренней и вечерней звезды в созвездии Близнецов являются на небе (Ps.-Eratosth. 10). В мифе о Д. — элементы древнего индоевропейского почитания божественных близнецов как помощников человека (особенно воинов, всадников, моряков). Хотя Д. считались дорийскими героями, их культ распространился далеко за пределы Спарты. В мифе о победе Д. над Афаретидами — отзвуки исторической победы спартанцев над мессенцами (8-7 вв. до н. э.). В Спарте Д. почитали в виде архаических фетишей — двух крепко соединённых друг с другом брёвен (Plut. De frat. amor. I). В мифах о Д. заметны мотивы периодической смены жизни и смерти, света и мрака — поочерёдное пребывание в царстве мёртвых и на Олимпе. В римской мифологии Д. именуются [[Кастор и Поллукс]].
+
В [[Греческая мифология|греческой мифологии]] Кастор и Полидевк, [[близнецы]], сыновья Зевса, братья Елены и Клитеместры. См. рис. По одной из версий мифа (Apollod. III 10, 7), Полидевк и Елена — дети Леды от Зевса, Кастор и Клитеместра — её дети от спартанского царя — её супруга Тиндарея (поэтому Полидевк считался бессмертным, а Кастор — смертным). Д.- участники ряда героических предприятий; Полидевк — кулачный боец, Кастор — укротитель коней. Они вернули на родину похищенную Тесеем Елену, воспользовавшись его отъездом из Афин. Д. — участники похода аргонавтов, в котором Полидевк победил в кулачном бою царя Амика (Apoll. Rhod. II l-97), калидонской охоты (Ovid. Met. VIII 301 след.). Д. соперничали со своими ближайшими родичами Афаретидами, у которых похитили невест — Левкиппид, Фебу и Гилаейру — дочерей своего дяди Левкиппа. Кроме того, Д. и Афаретиды вступили в спор из-за дележа стада быков; в поединке Кастор пал от руки Идаса, в то время как Полидевк убил Линкея; Зевс же поразил перуном убийцу сына (Apollod. III 11, 2; Theocr. XXII 137—212). У Гомера в «Илиаде» Елена во время Троянской войны напрасно высматривает братьев на Троянской равнине, не зная об их уходе из мира жизни (Hom. Il. III 236—244). Бессмертный Полидевк был взят Зевсом на Олимп, но из любви к брату уделил ему часть своего бессмертия, они оба попеременно в виде утренней и вечерней звезды в созвездии Близнецов являются на небе (Ps.-Eratosth. 10). В мифе о Д. — элементы древнего индоевропейского почитания божественных близнецов как помощников человека (особенно воинов, всадников, моряков). Хотя Д. считались дорийскими героями, их культ распространился далеко за пределы Спарты. В мифе о победе Д. над Афаретидами — отзвуки исторической победы спартанцев над мессенцами (8-7 вв. до н. э.). В Спарте Д. почитали в виде архаических фетишей — двух крепко соединённых друг с другом брёвен (Plut. De frat. amor. I). В мифах о Д. заметны мотивы периодической смены жизни и смерти, света и мрака — поочерёдное пребывание в царстве мёртвых и на Олимпе. В римской мифологии Д. именуются Кастор и Поллукс.
  
 
Лит.: Chapouthier F., Les Dioscures au service d’une dйesse, P., 1935.
 
Лит.: Chapouthier F., Les Dioscures au service d’une dйesse, P., 1935.

Версия 07:32, 9 февраля 2021

Один из Диоскуров с тимпана храма в Марасе, Локри. V в. до н. э.
Эксекий. Полидевк и Леда. Деталь росписи амфоры «Ахилл и Аякс за игрой в шашки». 530—525 гг. до н. э.
Питер Пауль Рубенс. Похищение дочерей Левкиппа. Ок. 1618—1820 гг.
Диоскуры — греч. Dioskoyroi — «сыновья Зевса»

В греческой мифологии Кастор и Полидевк, близнецы, сыновья Зевса, братья Елены и Клитеместры. См. рис. По одной из версий мифа (Apollod. III 10, 7), Полидевк и Елена — дети Леды от Зевса, Кастор и Клитеместра — её дети от спартанского царя — её супруга Тиндарея (поэтому Полидевк считался бессмертным, а Кастор — смертным). Д.- участники ряда героических предприятий; Полидевк — кулачный боец, Кастор — укротитель коней. Они вернули на родину похищенную Тесеем Елену, воспользовавшись его отъездом из Афин. Д. — участники похода аргонавтов, в котором Полидевк победил в кулачном бою царя Амика (Apoll. Rhod. II l-97), калидонской охоты (Ovid. Met. VIII 301 след.). Д. соперничали со своими ближайшими родичами Афаретидами, у которых похитили невест — Левкиппид, Фебу и Гилаейру — дочерей своего дяди Левкиппа. Кроме того, Д. и Афаретиды вступили в спор из-за дележа стада быков; в поединке Кастор пал от руки Идаса, в то время как Полидевк убил Линкея; Зевс же поразил перуном убийцу сына (Apollod. III 11, 2; Theocr. XXII 137—212). У Гомера в «Илиаде» Елена во время Троянской войны напрасно высматривает братьев на Троянской равнине, не зная об их уходе из мира жизни (Hom. Il. III 236—244). Бессмертный Полидевк был взят Зевсом на Олимп, но из любви к брату уделил ему часть своего бессмертия, они оба попеременно в виде утренней и вечерней звезды в созвездии Близнецов являются на небе (Ps.-Eratosth. 10). В мифе о Д. — элементы древнего индоевропейского почитания божественных близнецов как помощников человека (особенно воинов, всадников, моряков). Хотя Д. считались дорийскими героями, их культ распространился далеко за пределы Спарты. В мифе о победе Д. над Афаретидами — отзвуки исторической победы спартанцев над мессенцами (8-7 вв. до н. э.). В Спарте Д. почитали в виде архаических фетишей — двух крепко соединённых друг с другом брёвен (Plut. De frat. amor. I). В мифах о Д. заметны мотивы периодической смены жизни и смерти, света и мрака — поочерёдное пребывание в царстве мёртвых и на Олимпе. В римской мифологии Д. именуются Кастор и Поллукс.

Лит.: Chapouthier F., Les Dioscures au service d’une dйesse, P., 1935.

A. A. Тахо-Годи

Сохранились многочисленные изображения Д. в произведениях античного искусства: в пластике, вазописи, на геммах и монетах. В европейском искусстве Д. изображались ранее всего как персонажи круга Зодиака: обнажённые мальчики-близнецы (напр., у А. Дюрера). В итальянской живописи 16 в. Д. изображают детьми вместе с Ледой. Несколько позднее живописцы обращаются к сюжету, связанному с похищением Левкиппид. Миф о Д. использовался также в оперных либретто 18-19 вв. (оперы «Кастор и Поллукс» Ж. Ф. Рамо, Дж. Сарти, Петера фон Винбера и др.).

[Мифы народов мира. Энциклопедия: Диоскуры, С. 3 и далее. Мифы народов мира, С. 2471 (ср. Мифы народов мира. Энциклопедия, С. 385 Словарь)]


Когда Кастор погиб, Полидевк обратился к Зевсу с просьбой лишить его бессмертия. Зевс поселил обоих братьев на небесах).

Диоскуры - "сыновья Зевса" /

Братья-близнецы, рожденные из яиц, которые высидела Леда после того, как Зевс (Юпитер) возлег с ней, приняв образ лебедя. Прославились своей воинской доблестью и неразлучностью. Участвовали в охоте на калидонского вепря. Покровители римского ордена справедливости (equites). Они - зодиакальные "небесные близнецы", благоприятное для мореплавателей созвездие.


У красавицы Леды, помимо еще более прекрасной дочери Елены было два сына Кастор и Полидевк. В историю они вошли под именем Диоскуры (дословно "сыновья Зевса". Хотя вопрос отцовства в этой истории достаточно спорный. По другой версии сыном Зевса считался только бессмертный Полидевк. Отцом же смертного Кастора был назван спартанский царь Тиндарей).

Много славных подвигов совершили сыновья Леды вместе со своими двоюродными братьями Линкеем и Идасом, сыновьями мессенского царя Афарея. Однажды герои похитили в Аркадии стадо быков. При дележе добычи Идас и Линкей обманули Диоскуров. За это Кастор и Полидевк вторглись в Мессению и вернули себе не только аркадское стадо, но еще и часть стада Идаса и Линкея. Но и этим не удовлетворились Диоскуры — они похитили еще и невест своих двоюродных братьев — дочерей царя Левкиппа. Узнав об этом, Линкей и Идас бросились в погоню за Диоскурами. Между героями завязался бой, в результате которого погибли все, кроме бессмертного сына Зевса Полидевка. Взмолился Полидевк к отцу своему Зевсу, прося его дать и ему умереть, ибо не хотел Полидевк расставаться с горячо любимым братом. Но Зевс решил иначе. С тех пор один день братья блуждают по мрачным полям царства Аида, а другой день живут вместе с богами на светлом Олимпе.

  • Питер Пауль Рубенс "Похищение дочерей Левкиппа" 1620

Похищение дочерей Левкиппа (Фасты 5:699; Феокрит, 20; Гигин, 80). Две дочери царя Левкиппа были обручены с другой парой близнецов - двоюродными братьями Кастора и Поллукса. Но Кастор и Поллукс похитили девушек. Два вооруженных воина изображаются в тот момент, когда они захватывают обнаженных девушек и увозят их на лошадях..