Чойджины: различия между версиями

Материал из StudioSyndrome
Перейти к навигации Перейти к поиску
м
м
Строка 1: Строка 1:
{| class="FCK__ShowTableBorders" width="100%" cellspacing="5" cellpadding="5" border="0" align="center"
 
|-
 
| valign="top" align="left" |
 
:х́
 
 
 
Основные значения:
 
 
| width="200px" valign="top" align="left" bgcolor="#F5F5F5" |
 
[[Изображение:00-00-000-000.jpg|2px|ссылка=Special:FilePath/00-00-000-000.jpg]]
 
 
См. также:
 
:
 
----
 
:
 
----
 
:
 
|}
 
 
 
:Ч<font color="red">о</font>йджины
 
:Ч<font color="red">о</font>йджины
 
:от тибет. chos-skyon — «хранитель учения», соответствие санскрит, [[дхармапала]],
 
:от тибет. chos-skyon — «хранитель учения», соответствие санскрит, [[дхармапала]],

Версия 22:16, 9 февраля 2021

Чойджины
от тибет. chos-skyon — «хранитель учения», соответствие санскрит, дхармапала,
сахиусы — sakijusun, «охранитель»

В буддийской мифологии монгольских народов и тибетцев разряд грозных божеств, входящих в категорию докшитов или совпадающий с ней. В тибетской мифологии число Чойджинов пополняется за счёт местных духов. У монголов особо чтимым Чойджином является Джамсаран [от тибетского lcam srin (sring.), другое имя Джамсарана — Бегдзе], имеющий эпитет «Красный хранитель» (монг. Улан сахиус). Он — сын медноволосого якшаса (свирепого духа), живёт в кровавом море на медной горе (или на кладбище); в одной руке у него медный меч, в другой — лёгкие и сердце врага. По происхождению Джамсаран — добуддийское божество, возможно, монгольское, занявшее в Тибете место бога войны, сближающееся с Пехаром, в северном буддизме Джамсаран — один из восьми (десяти) докшитов; ассоциируется с Куберой и с Гесером, который иногда считается одним из его воплощений (в эпосе хоринцев Джамсаран выступает врагом Гесера).

Особенно почитается монголами группа «пять Чойджинов» (или пять богов, возглавляемых Чойджином) — «пять великих государей» (монг. табун хаган), защитников храма. Их культ тесно переплетается с культом Падмасамбхавы, которому они дали обет охранять религию. Их (или их повелителя) перерождением считается настоятель Лхасского храма, выступающий как государственный оракул, почитающийся одновременно и как воплощение Пехара.

В процессе синтеза шаманской и буддийской мифологии представления о Чойджинах (или о «пяти Чойджинах») трансформируются. Чойджины воспринимаются как свирепые воинственные охранительные духи, побеждающие демонов болезни.

Лит.:

  • Heissig W., Schamanen und Gelsterbeschwцrer im Kьrye-Banner, «Folklore Studies», v. 3, Peking, 1944, p. 40-42.
[С. Ю. Неклюдов MNME ]