Гедеон: различия между версиями
(а) |
м |
||
Строка 37: | Строка 37: | ||
:[[Ветхозаветная символика]] | :[[Ветхозаветная символика]] | ||
---- | ---- | ||
− | :[[Девора]] | + | :[[Дебора|Девора]] |
:[[Яхве]] | :[[Яхве]] | ||
:[[Ваал]] | :[[Ваал]] | ||
− | : | + | :Шофар |
:[[Авимелех]] | :[[Авимелех]] | ||
---- | ---- | ||
− | : | + | :Гедеонова шерсть |
|} | |} | ||
Версия 22:25, 9 февраля 2021
В ветхозаветных преданиях эпический герой-воитель, «муж силы», один из «судей израильских»[1]. Согласно библейскому повествованию, после смерти Деворы израильтяне вернулись к языческим обычаям, за что Яхве покарал их, на семь лет «предав в руки» мадианитян, амаликитян и других кочевых хищников, в ежегодных набегах отнимавших урожай[2]. Когда мера страданий народа исполнилась, Яхве посылает ангела к Гедеону, который в это время молотил пшеницу в виноградной давильне, прячась от мадианитян[3]. Услышав повеление «спасти Израиля от руки мадианитян», Гедеон возражает:
Но обещание победы подтверждено знамением: пищу, приготовленную Гедеоном для угощения небесного гостя, пожирает огонь, вышедший из конца посоха ангела, а сам ангел исчезает. В согласии с архаическими представлениями Гедеон ждёт для себя гибели, ибо видел сверхъестественное существо, но Яхве успокаивает его. По вдохновению от Яхве Гедеон разрушает жертвенник Ваала и священное дерево, которым поклонялся его отец, воздвигает вместо них алтарь Яхве и приносит на нём жертву. Соседи готовы его убить, но отец предлагает, чтобы Ваал сам «спорил», или «судился», с Гедеоном[5]. Когда мадианитяне с союзниками приходят очередным набегом, Гедеон трубит в шофар, подавая знак священной войны, и на его клич собирается не только его род и всё «колено» Манассии, к которому принадлежит он сам, но также «колена» Асира, Завулона и Неффалима — 32-тысячное ополчение. По просьбе Гедеону ему даны ещё два знамения:
Яхве хочет показать, что победа принадлежит не численности, а избранничеству. Поэтому Гедеоном велено отослать по домам боязливых, а из оставшихся 10 тысяч воинов, подвергнутых архаическому испытанию, отобраны всего 300 воинов, «лакавших воду языком своим, как лакает пёс»[7]. С ними Гедеон подкрадывается к стану врагов и совершает дикое ночное нападение на превосходящие силы при звуке шофаров и криках «меч Яхве и Гедеона!». Воины неприятеля в суматохе убивают друг друга, беспорядочно бегут. Тогда Гедеон обращается за помощью к воинам «колена» Ефрема, которым удаётся на переправе через Иордан захватить и лишить жизни двух предводителей мадианитян — Орива (Ореба) и Зива (Зееба). Гедеон преследует двух других мадианитских вождей — Зевея (Зебаха) и Салмана (Цалмуны), настигает их и лишает жизни в акте кровной мести за гибель своих братьев; ещё раньше он подвергает жестокой каре старейшин городков Сокхофа (Суккот) и Пенуэла, насмешливо отказывавших утомлённым воинам в провианте[8]. Народ предлагает Гедеону царскую власть для него самого и его династии, но Гедеон отвечает:
Из своей военной добычи Гедеон сооружает в родном городке Офре (Афре) какой-то культовый предмет («эфод»), как будто бы посвящённый Яхве, но который легко становится центром языческого культа. Жизнь Гедеона завершается мирной эпической старостью в кругу огромной семьи, состоящей из множества жён и 70 сыновей, практически пользующихся полуцарскими привилегиями; после его смерти его побочный сын Авимелех предпринимает попытку захвата царской власти. |
См. также:
|
Христианство
В традиционном христианском истолковании роса — символ благодати.
Литература
- Аверинцев С. С. Одноимённая статья в MNME
- Nestle E., Das Vlies des Gideon, «Archiv fьr Religionswissenschaft», 1909, t. 12, S. 154-56 < MNME
- Schultz W., Das Flies des Gideon, «Orientalistische Literaturzeitung», 1910, Jg. 13, S. 241-51 < MNME
- Alonso-Schцkel L., Hеrоs Gedeon. De genere litterario et historicitate Jdc 6-8, «Verbum Domini» 1954, t. 32, p. 3-20, 65-76 < MNME
- Whitley С. F., The sources of Gedeon stories, «Vetus Testamentum», 1957, t. 7, р. 157—164 < MNME
- Beyerlin W., Geschichte und heilsgeschichtliche Traditionsbildung im Alten Testament (Richter VI—VIII), «Vetus Testamentum», 1963, t. 13, S. l-25 < MNME