Часослов: различия между версиями

Материал из StudioSyndrome
Перейти к навигации Перейти к поиску
(а)
 
м
Строка 14: Строка 14:
 
*Предобедня — [[Посещение Девой Марией Елисаветы]],
 
*Предобедня — [[Посещение Девой Марией Елисаветы]],
 
*Первый час — [[Рождество Христово]],
 
*Первый час — [[Рождество Христово]],
*Третий час — [[Благовестие пастухам]],
+
*Третий час — Благовестие пастухам,
 
*Шестой час — [[Поклонение волхвов]],
 
*Шестой час — [[Поклонение волхвов]],
*Девятый час — [[Введение во храм]],
+
*Девятый час — Введение во храм,
 
*Вечерня — [[Бегство в Египет]],
 
*Вечерня — [[Бегство в Египет]],
 
*Повечерие — [[Коронование Девы Марии]].
 
*Повечерие — [[Коронование Девы Марии]].

Версия 23:48, 9 февраля 2021

Популярная в позднем средневековье богослужебная книга для мирян. Название часослову дали канонические часы (лат. — home) — особые часы дня (в католической Церкви их восемь), за которыми закреплены определенные молитвы, псалмы и чтения, все вместе составлявшие Божественную службу — церковную литургию. В основу часослова легли тексты малой службы Девы Марии — специальные молитвы в ее честь, добавленные к Божественной литургии на протяжении Х в.

Книга начиналась с календаря, перечислявшего церковные праздники года, далее следовали выдержки из каждого из Евангелий. Календарь мог иллюстрироваться «делами» месяцев (сезонные работы) и зодиакальными знаками, изображениями четырех евангелистов и т.д. Содержание книги весьма изменчиво, но обычно в неё входят:

  • Часы Распятия Христа,
  • Часы Св. Духа,
  • Часы Страстей,
  • Семь покаянных псалмов литании,
  • молитвы святым,
  • заупокойная служба.

Каждый раздел сопровождается устоявшимся изобразительным радом. Так, Часы Девы Марии традиционно иллюстрировались следующим образом:

Соответственно:

  • псалмы перемежаются сценами из Ветхого Завета;
  • Часы Распятия Христа могут иллюстрироваться сценами обретения Креста Господня;
  • Часы Св. Духа непременно сопровождает сцена Сошествие Св. Духа на апостолов;
  • Часы Страстей иллюстрируются главными сценами, начиная с «Борения в саду» до «Положения во гроб»;
  • заупокойная служба[1] — изображением Чистилища и Ада.

Те часословы, которые заказывались богатыми патронами художников, стали шедеврами, благодаря роскошному оформлению, особенно это характерно для XIV—XV вв. Таков, например, «Роскошный часослов]]» герцога Берри (Музей Конде, Шантильи), иллюстрированный в основном братьями Лимбургскими.

00-00-000-000.jpg

См. также:

Орудия
Книга


Примечания

  1. В «Роскошном часослове» имеется изображение смерти Раймона Диокраса, см. Бруно