Горшок: различия между версиями
(а) |
м |
||
Строка 12: | Строка 12: | ||
---- | ---- | ||
:[[Гончар]] | :[[Гончар]] | ||
− | :[[Битье посуды]] | + | :[[Битьё посуды|Битье посуды]] |
---- | ---- | ||
: | : |
Версия 00:41, 10 февраля 2021
Славяне
В погребальном ритуале славян-язычников сожженные кости мертвецов помещали в глиняные горшки-урны или накрывали перевернутым горшком. Согласно «Повести временных лет», радимичи, вятичи и северяне сжигали своих мертвецов «и посемь собравше кости вложаху в судину малу и поставляху на столпе на путех».
Отголосками древнего восточнославянского обряда можно считать такие действия, как помещение в гроб сосуда с пищей, битье горшков при выносе покойника из дома и в других ситуациях, оставление на могиле перевернутого горшка и др.[1]. В Киевской губ. в гроб с покойником клали горшок с кашей, хлеб и графин с водкой. В других местах на Украине в гроб ребенку ставили кувшин молока, а взрослым — воду в горшке. Белорусы Пинского уезда несли за гробом освященную воду в горшке, окропляли ею могилу, остатки воды там же выливали, а сам горшок, повернув вверх дном, оставляли в головах покойника сверху могилы для того, чтобы ему на «том свете» пить из него воду. В Гродненской губ. существовал обычай носить на могилу горшок с кашей и ложкой, чтобы умершему было чем подкрепиться. В Кобринском уезде той же губернии горшок, в котором варилась кутья, миску и ложку относили на кладбище и клали на могилу так, чтобы миска с ложкой находились под горшком. Когда везли гроб в церковь, то на перекрестках стелили солому и ставили старый горшок, чтобы, увидя его, люди поминали умершего (Смоленская губ.). В Олонецкой губ. горшок с углями был непременным атрибутом похоронной процессии; после похорон его ставили на могиле вверх дном, и угли рассыпались.
В России горшок, из которого обмывали покойника, как и другие покойницкие предметы — мыло, гребень, солому, относили на перекресток, на рубеж с другим селением, на чужое поле, закапывали в доме, во дворе, бросали в реку, вешали на высокий кол изгороди. Если умирал хозяин, то такой горшок закапывали под красный угол, «чтобы не переводился домовой»; если второстепенное лицо — то относили на рубеж поля, «чтобы покойник не являлся и не стращал». В местах, где бросали такие горшки, часто сооружали столбик, крест или часовенку, и тем не менее эти места считались чрезвычайно опасными (Владимирская губ.).
В Полесье широко распространено поверье о том, что в наказание за воровство горшка человек осужден на «том свете» носить горшок или черепки в руках, на боку или в зубах; тому, кто крадет посуду, в «ином» мире закроют глаза черепком или ему придется пролезть сквозь горшок.
Архаический характер имеет и обычай закапывать горшки. По сведениям так наз. «Каталога магии Рудольфа» (середина XIII в.), переехав в новый дом, закапывали в разных углах, в том числе и за печью, горшки, наполненные разными предметами, в честь домашних богов. На территории Чехии, Словакии, России и др., по археологическим данным, был распространен обычай закапывать под фундаментом дома или в ямах во дворе и в саду горшки и другую посуду с пищей, по-видимому, остатками обрядовых трапез.
На Украине девушки закапывали горшок с кашей на месте, где собиралась деревенская «улица», чтобы туда притянуло парней. Закапывание горшка с медом или вареной пшеницей в доме либо на пасеке широко практиковалось в пчеловодческой обрядности украинцев.
В поверьях горшки и другие сосуды связаны с атмосферными осадками и небесными светилами. У украинцев, русских и поляков ведьмам приписывалась способность красть с неба месяц, звезды, а также росу и дождь и прятать их в горшки или кувшины. По украинским поверьям, ведьма крадет с неба Венеру и прячет ее под новым горшком, чем вызывает длительную засуху. В Курской губ. затмения объясняли тем, что ведьмы снимают солнце, луну и звезды и прячут их в кувшины. В Житомирской области, если не было видно луны или звезд, говорили, что их «ведьма в горшок взяла».
В Полесье, для того чтобы пошел дождь, вешали на забор или на кол глиняную посуду. Если дождь шел слишком сильно, то кричали хозяйке, чтобы она сняла горшок с кола (Черниговщина). В других местах, наоборот, полагали, что перевернутая глиняная посуда закрывает дождь; поэтому во время засухи били горшки и кувшины, висящие на заборе, или крали их и кидали в колодец.
В Белоруссии и Польше горшок, повешенный на забор, должен был уберечь кур от ястребов. В Покутье битый горшок или старая одежда и шапка, надетые на палку, призваны были защитить посевы не только от воробьев, но и от сглаза. В Вятской губ. в Великий четверг до восхода солнца хозяйка дома, нагая, бежала со старым горшком в руках в огород и опрокидывала горшок на кол, где он и оставался в течение всего лета; считалось, что он предохраняет кур от хищных птиц. Отбитое горло кувшина или горшок без дна называются у русских «куриным богом».
Горшок, кувшин и другие сосуды широко использовались в народной медицине, в магических действиях и гаданиях. У белорусов, украинцев, поляков и мораван сажали летучую мышь в просверленный новый горшок и закапывали его в муравейник; косточки из ее скелета впоследствии использовали в любовной магии. Болгары клали в новый горшок вещи и волосы человека, который находится далеко от дома, и пекли горшок в печи, чтобы человек затосковал и вернулся обратно.
Эмблематика
Два горшка, один из железа, другой из земли.
- Такое соседство опасно
- Символ необходимой осторожности в дружбе с сильным.
- «Слабых всегда бьют».
- [EMSI 7-8]
Иллюстрации
- Суковатая жердь с горшками (Люблинское воеводство, Польша)
Литература
- Топорков А. Л. Статья «Горшок» в SMES
- Топорков А. Л. Домашняя утварь в поверьях и обрядах Полесья // Этнокультурные традиции русского сельского населения XIX — начала XX в. М., 1990. Вып. 2. С. 67-135 < SMES