Паломник: различия между версиями
(а) |
м |
||
(не показана 1 промежуточная версия этого же участника) | |||
Строка 24: | Строка 24: | ||
*Символы пилигрима: посох, чашка или бутыль (фляга), широкополая шляпа. В христианской традиции пальмовая ветвь символизирует совершившего паломничество в Святую Землю. Фляга кентерберийского пилигрима, посох и раковина святого Иакова и ключи святого Петра — знаки паломничества в Рим. | *Символы пилигрима: посох, чашка или бутыль (фляга), широкополая шляпа. В христианской традиции пальмовая ветвь символизирует совершившего паломничество в Святую Землю. Фляга кентерберийского пилигрима, посох и раковина святого Иакова и ключи святого Петра — знаки паломничества в Рим. | ||
| width="200px" valign="top" align="left" bgcolor="#F5F5F5" |[[Файл:00-00-023-000.jpg|200px| Св. Герольд, паломник и мученик. В. Ауэр. Легенда о святых, 1890 г.|ссылка=Special:FilePath/00-00-023-000.jpg]] См. также: | | width="200px" valign="top" align="left" bgcolor="#F5F5F5" |[[Файл:00-00-023-000.jpg|200px| Св. Герольд, паломник и мученик. В. Ауэр. Легенда о святых, 1890 г.|ссылка=Special:FilePath/00-00-023-000.jpg]] См. также: | ||
− | :[[ | + | :[[Путешествие]] |
---- | ---- | ||
− | : | + | :Манасасаровара |
---- | ---- | ||
: | : |
Текущая версия на 22:53, 19 февраля 2021
Китай
В древнекитайской символике мост в потусторонний мир также является очень узким, и грешники сваливаются в грязный поток криви и гноя. Мост в виде ствола дерева должен перейти также паломник Сюань-цзян, который несёт буддийские ученые манускрипты из Индии (см. Обезьяна). Iнаменита обезьяна Tунь L-кун, которая сопровождала буддийского паломника Tiань-цзяна в его странствиях по Lндии, и при этом наряду с великими подвигами совершила множество каверз.
Иудаизм
Пятнадцать «степенных псалмов» (Пс. 120—134 [в православной Библии — Пс. 119—133]), известные как Псалмы Восхождения или иначе именуемые «Малая Псалтирь паломников», могли некогда составлять отдельную группу. Их пели иудейские паломники, когда совершали каждые три года свои празднества, приходя в Иерусалим, или они пелись каждый на своей — одной из пятнадцати — ступени, которые, согласно Иосифу Флавию, отделяли двор женщин от двора мужчин в Храме.
Христианство
Архангел Рафаил покровительствует паломникам и странникам. Он облачен в одежду паломника или путешественника: на его ногах сандалии, его волосы скреплены диадемой. Он держит в руке посох и иногда сосуд из тыквы-горлянки, наполненный водой. К его поясу привязана дорожная сумка.
В сюжете «Трапеза Св. Григория» в одеянии паломника изображается гость, который предстал Григорию в облике Христа.
Усыпальница в испанском городе Сантьяго-де-Компостела была центром притяжения паломников в средние века (следующее по значению после Иерусалима и Рима). Раковина гребешка была сначала эмблемой этого паломничества, затем всех пилигримов, посетивших эту святыню, а впоследствии вообще всех странников, томимых духовной жаждой.
В облике паломника часто изображаются:
- Св. Иаков Старший;
- Св. Рох;
- Св. Себалд;
- Св. Коломан.
Пилигримов, посетивших Святую Землю, называли в западных странах «пальмеры». Пальма (ветвь) атри6ут человека, совершившего паломничество в Святую Землю, отсюда само слово «паломник».
Одним из самых знаменитых доступов во «внеземной», адоподобный мир является «чистилище св. Патрика» на одном из островов озера Лох-Дерг. В былые времена паломники оставались там на четыре часа, чтобы ощутить на себе муки «чистилища». Нынешние паломники, проводящие бессонную ночь в капелле, которая теперь объемлет и «чистилище», сообщают об ощущениях от этого жуткого места, где «стыкуются грани двух миров».
Св. Урсула во многих сценах изображается окружённой паломниками (погрузка на корабли, сошествия на берег) и с атрибутами паломничества.
Загадочное впечатление производят символика широко распространенных в местах паломничества в Европе «черных мадонн» (Ченстохов, Шартр, Таррагона, Айнзидельн, Монсеро и т. д.); Темным женским образом в культе является также черная Сара (Сара-ла-Кали), покровительница цыган в центре паломничества Ле Сен Мари де ла Мер на юге Франции, где почитаются три Марии (Мария Иакова, сестра матери Христа, Мария Саломея и Мария Магдалина).
Легенда о «Вечном жиде» как отголосок эпохи крестовых походов и великих паломничеств.
Священный сосуд с миррой. В христианстве означает, что её обладатель совершил паломничество в Кентерберри.
Легенда о перенесении в Лоретто назаретского дома Марии и Иосифа, родившаяся, по-видимому, в Италии в XV веке, использовалась иезуитами с конца XVI века, чтобы превратить этот город в центр паломничества.
Жаба как символ матки — часто, чтобы избавиться от женских болезней, скульптуры жаб приносились в качестве жертвенных предметов в места паломничества.
Христианство охотно подхватило античные традиции, и возникли места паломничества вокруг связанных с легендами о чудесах источников воды. Их ассоциировали с Девой Марией и часто прежде всего с излечиванием болезней глаз (в смысле родства идей: водное зеркало и глаз как зеркало души).
На одеянии Божьей Матери и на используемых для богослужения и при паломничестве её изображениях довольно часто рисовались хлебные колосья.
В средневековых кафедральных соборах лабирингы сущесгвовали в качестве «пути в Иерусалим», который верующий проделывал в молитве и на коленях, что считалось как бы заменой паломничества в Палестину.
Взятие Магдалины на небо. В уединенном горном месте; около Санте-Бауме, которое до сих пор является местом паломничества, она провела тридцать лет, постясь и каясь.
В знак своей преданности Богу Св. Елена приказала построить несколько церквей и в возрасте восьмидесяти лет совершила религиозное паломничество в святой град Иерусалим. Там её особенно заинтересовала гора Голгофа, на которой был распят Христос. Были сделаны раскопки, в результате которых был обретён крест Спасителя.
Говорят, что совершая одно из своих самых знаменитых паломничеств, Св. Иаков прибыл в Компостеллу (Испания), где первым утвердил христианство.
Еще одна история повествует о паломничестве Св. Николая на Святую Землю, когда его судно чуть не затонуло во время шторма, но Св. Николай упрекнул море за шторм, и волны утихли.
Главными местами паломничества в средневековье были Святая Земля, КомпостелЛа и Рим. Паломник, как он изображается в искусстве, обычно носит широкополую шляпу (ШАПКА), иногда загнутую сзади вверх и заостренную спереди. В руке у него посох (ПОСОХ СТРАННИКА). Его котомка (или сума) висит на посохе или у него на плече. Ракушка (РАКОВИНА), которую можно видеть изображенной на шляпе, котомке или ещё где-нибудь, — особый его атрибут, Одетыми как паломники являются ИАКОВ СТАРШИЙ; РОХ; Христос в ПУТЕШЕСТВИИ В ЕММАУС, на УЖИНЕ В ЕММАУСЕ и на ужине у ГРИГОРИЯ ВЕЛИКОГО (1); архангел РАФАИЛ, которого можно распознать по крыльям. Нищим пилигримом может предстать АЛЕКСИЙ. Аллегорическая фигура ГОСТЕПРИИМСТВА приветствует пилигрима. У БРИГИТТЫ ШВЕДСКОЙ может быть страннический посох и сума.
«Золотая легенда» повествует о епископе, обедавшем с дьяволом, принявшим облик куртизанки. Только лишь епископ поддался Сатане, как вошел Андрей в одежде паломника и изгнал дьявола.
Ислам
Во время ежегодного хаджа в Мекку паломники должны семь раз обойти вокруг священного камня Каабы.
В исламской традиции пять — благотворный и защитный символ, мусульмане считают, что в основе их религии лежат пять столпов: вера, молитва, паломничество, пост, милосердие.
Йезиды совершают паломничество к могилам своих святых (шейха Ади, шейха Шамса, Баазли и др.). Особенно почитается шейх Ади. В Ираке, к северу от Мосула, возле города Шейх-Ади, находится Храм иезидов — важный центр паломничества тысяч кочевников-иезидов…
Иллюстрации
Странник / Путник / Путь / Путешествие / Блуждать / Бродяга / Восхождение / Проход / Священные горы / Раковина Св. Иакова / Ключи Св. Петра
Иллюстрации
- Паломник св. Герольд. В. Аузр. Легенда о святых, 1890 г.
Примечания и комментарии