Иксион: различия между версиями
(а) |
м |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
− | Одна из четырехлегендарных фигур, которые обычно связывались в греческой мифологии и искусстве (другие — [[Сизиф]], [[Тантал]] и [[Титий]]), поскольку все они были подвергнуты наказанию в Гадесе (Аиде). Иксион, царь Фессалий, вероломно убил тестя. Он пытался также соблазнить Юнону, но ее муж Юпитер одурачил его, создав ее образ из облаков, и опьяненный Иксион вместо настоящей Юноны обнимал этот образ. Наказанием ему было вечно вращаться привязанным к огненному колесу («Мет.», 4:461). Обычно он изображается привязанным к колесу, но его также можно видеть и обнимающим псевдо-Юнону. В последнем сюжете Юпитер и настоящая Юнона со своим павлином взирают на происходящее. Потомками этого не сулившего ничего хорошего союза были кентавры, которые могут изображаться скачущими внизу на земле. См. [[Эней]](8). | + | Одна из четырехлегендарных фигур, которые обычно связывались в греческой мифологии и искусстве (другие — [[Сисиф|Сизиф]], [[Тантал]] и [[Титий]]), поскольку все они были подвергнуты наказанию в Гадесе (Аиде). Иксион, царь Фессалий, вероломно убил тестя. Он пытался также соблазнить Юнону, но ее муж Юпитер одурачил его, создав ее образ из облаков, и опьяненный Иксион вместо настоящей Юноны обнимал этот образ. Наказанием ему было вечно вращаться привязанным к огненному колесу («Мет.», 4:461). Обычно он изображается привязанным к колесу, но его также можно видеть и обнимающим псевдо-Юнону. В последнем сюжете Юпитер и настоящая Юнона со своим павлином взирают на происходящее. Потомками этого не сулившего ничего хорошего союза были кентавры, которые могут изображаться скачущими внизу на земле. См. [[Эней]](8). |
==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">МНМ</font></div>== | ==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">МНМ</font></div>== | ||
Строка 9: | Строка 9: | ||
Сюжет мифа почти не находил воплощения в европейской драматургии (трагедия И. Анненского «Царь И.» — редкое исключение). Среди опер в 17 — 18 вв.: «И.» Дж. Б. Альвери; «И.» Н. А. Штрунгка; «И.» И. А. Хассе и др. В античном изобразительном искусстве сюжет встречается главным образом в живописи (вазопись, помпейские фрески). Позднее к нему обращались Тициан, Г. Рени, П. П. Рубенс, К. Рибера и др. | Сюжет мифа почти не находил воплощения в европейской драматургии (трагедия И. Анненского «Царь И.» — редкое исключение). Среди опер в 17 — 18 вв.: «И.» Дж. Б. Альвери; «И.» Н. А. Штрунгка; «И.» И. А. Хассе и др. В античном изобразительном искусстве сюжет встречается главным образом в живописи (вазопись, помпейские фрески). Позднее к нему обращались Тициан, Г. Рени, П. П. Рубенс, К. Рибера и др. | ||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Литература</font></div>== | ==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Литература</font></div>== |
Версия 23:02, 19 февраля 2021
Одна из четырехлегендарных фигур, которые обычно связывались в греческой мифологии и искусстве (другие — Сизиф, Тантал и Титий), поскольку все они были подвергнуты наказанию в Гадесе (Аиде). Иксион, царь Фессалий, вероломно убил тестя. Он пытался также соблазнить Юнону, но ее муж Юпитер одурачил его, создав ее образ из облаков, и опьяненный Иксион вместо настоящей Юноны обнимал этот образ. Наказанием ему было вечно вращаться привязанным к огненному колесу («Мет.», 4:461). Обычно он изображается привязанным к колесу, но его также можно видеть и обнимающим псевдо-Юнону. В последнем сюжете Юпитер и настоящая Юнона со своим павлином взирают на происходящее. Потомками этого не сулившего ничего хорошего союза были кентавры, которые могут изображаться скачущими внизу на земле. См. Эней(8).
МНМ
- Иксио́н — греч. Ixion
В греческой мифологии царь лапифов в Фессалии, сын Флегия, брат Корониды. И. обещает своему будущему тестю Деионею большие дары за руку его дочери Дии. Когда Деионей после свадьбы требует обещанное, И. убивает его, столкнув в яму с пылающими углями. Так как совершено убийство члена семьи, никто не решается взять на себя ритуальное очищение И. Только Зевс, сжалившись над И., очищает его, избавляет от безумия, постигшего его после убийства тестя, и даже допускает к трапезе богов. На Олимпе И. осмеливается домогаться любви богини Геры, и Зевс создает её образ из облака, которое от соединения с И. рождает на свет чудовищное потомство — кентавра (или кентавров). Когда же И. начинает похваляться своей победой над Герой, Зевс велит привязать его к вечно вращающемуся колесу (по многим версиям мифа, огненному) и забросить в небо (Apollod. epit. I 20). По другому варианту, привязанного к огненному колесу И. Зевс обрекает на вечные муки в тартаре. Наиболее ранняя литературная фиксация мифа об И. — у Пиндара (Pind. Pyth. II 21 — 48 и Schol.). В мифе об И. очевидны рудименты древнего представления о силе стихий. Огненное колесо, к которому привязан И., некоторые исследователи склонны возводить к представлению о перемещающемся по небосводу солнечном диске.
В. Н. Ярхо
Сюжет мифа почти не находил воплощения в европейской драматургии (трагедия И. Анненского «Царь И.» — редкое исключение). Среди опер в 17 — 18 вв.: «И.» Дж. Б. Альвери; «И.» Н. А. Штрунгка; «И.» И. А. Хассе и др. В античном изобразительном искусстве сюжет встречается главным образом в живописи (вазопись, помпейские фрески). Позднее к нему обращались Тициан, Г. Рени, П. П. Рубенс, К. Рибера и др.
Литература
- Одноимённая статья в MNME
Примечания и комментарии