- камень: различия между версиями

Материал из StudioSyndrome
Перейти к навигации Перейти к поиску
м (Замена текста — «''франц''.» на «фр.»)
м (Замена текста — «''фр''» на «фр»)
Строка 1: Строка 1:
 
::— камень в лапе журавля — фр. [[scillon]]
 
::— камень в лапе журавля — фр. [[scillon]]
 
::— кирпич — фр. [[brique]]
 
::— кирпич — фр. [[brique]]
::— каменная россыпь — ''фр''. [[chaille]]
+
::— каменная россыпь — фр. [[chaille]]
 
::— ляпис-лазурь — фр. [[lapis-lazuli]]
 
::— ляпис-лазурь — фр. [[lapis-lazuli]]
  

Версия 15:34, 1 июня 2021

— камень в лапе журавля — фр. scillon
— кирпич — фр. brique
— каменная россыпь — фр. chaille
— ляпис-лазурь — фр. lapis-lazuli
taloute

? в работе термин встречается только однажды, но его нет ни в одном из стандартных словарей. Существуют два его возможных значения: 1. от технического термина, означающего стену, которая отклоняется от перпендикуляра (отклоненный, наклонный) (архит); 2. от термина, который применяется в каменной кладке для описания каменя, который был обработан специальным молоточком, чтобы показать рельефную узорную поверхность. Судя по гербу, скорее всего второе из приведенных значений передает имеющееся в виду значение данного термина. ? the term appears only once in the work, but is not in any of the standard dictionaries. There are two possible meanings: 1. from talute, battered, a technical term indicating a wall which is sloping from the perpendicular (arch); 2. from talote, a term used in stone masonry to describe a stone which has been struck by a special hammer to show raised patterned surfaces. From the blazon, it is likely that the second of these conveys the meaning intended. /Frenchgloss/

Chirat Tas de pierres. 1905 Tas de pierres.

[ghhe]

Grès Pierre.

pierre stone, pebble.

[FRENCHGLOSSAR]

cairon square. The word is derived from Prov. caire, a small piece of worked stone, used in building. [FRENCHGLOSSAR]

caillou pebble; v. cajouté. [FRENCHGLOSSAR]

Caillou Représente une pierre de forme quelconque : c’est la vigilance que la grue tient dans sa patte et qu’elle semble prête à lancer pour se défendre. 1885 Pierre à feu. 1899 Représente une pierre de forme quelconque : c’est la vigilance que la grue tient dans sa patte et qu’elle semble prête à lancer pour se défendre.

Chailloux Voir Caillou. 1905 Voir Caillou.

[ghhe]

Неспецифическая гербовая фигура, отличающаяся большим разнообразием форм. Обычной, особенно в случае с камнем как элементом сложной гербовой фигуры, является округлая форма, как, например, в гербе Сысертского городского округа, в котором изображена «цапля <…> держащая чёрный шар (камень)». Во всех случаях введения камня в гербы территорий Свердловской области в качестве самостоятельной фигуры он изображается в стилизованном виде как квадрат с полукруглыми выступами на каждой из его сторон. Такие камни присутствуют в гербах городского округа Карпинск, Режевского и Каменского городских округов. В первых двух случаях изображения символизируют добычу полезных ископаемых, а в Каменском гербе камень служит гласной эмблемой к названию округа.


Вопрос о символизме камня вообще слишком пространен, чтобы его можно было осветить хоть в одном письме, хоть в одной монографии. Насколько я понял Ваш вопрос, он все же касается более локальной проблемы: почему именно квадрат с полукруглыми выступами, а не какая-либо иная форма, используется для изображения природного камня в гербах УрГА. Не знаю, какую мотивацию приводил в своем докладе дражайший Валентин Константинович, но подозреваю, что в его передаче вопрос представлялся более запутанным, многозначительным и новаторским, нежели на самом деле. Квадрат с полукруглыми выступами — одна из множества возможных графических форм(и не самая распространенная, надо признать) с помощью которой в средневековой и ренессансной графике мог быть представлен камень. При этом предполагается, что этот камень природный (наличие полукружий), но поддающийся обработке (квадратная «основа», выявляемая при обтесывании глыбы). Никаких «правил», которые предполагают следование именно этой стилистике при изображении камней в гербах, не существует. Каждый отдельно взятый составитель или геральдический художник вправе избрать для себя любую иную форму представления по собственному произволу (если, конечно, она не зафиксирована в описании как значимый признак фигуры). УрГА по умолчанию использует рассматриваемую форму как наиболее удобную с композиционной точки зрения, а также по причине ее устойчивости ко всевозможным искажениям при воспроизведении герба лицами не обладающими достаточными техническими навыками по части изобразительных искусств.


  • «В червленом щите серебряная крепостная башня с острой крышей и червлеными швами, сопровождаемая двумя серебряными четырехугольными камнями». — Вейсенштейн
  • «В лазоревом поле поверх зеленого, тонко окаймленного серебром холма — серебряная цапля с золотыми клювом и лапами и лазоревыми глазами, держащая черный шар (камень) в правой лапе и стоящая на опрокинутой половине золотого мельничного колеса. По сторонам от цапли из каймы холма вырастают две серебряные сосны, каждая — с двумя золотыми шишками». — Сысертский городской округ
  • «В лазоревом поле под вершиной опрокинуто-беличьего меха — золотисто-горностаевая стоящая рысь настороже с червлеными глазами и пастью, черными когтями и кисточками на ушах, сопровождаемая в оконечности тремя окаймленными серебром камнями в пояс: зеленым, черным и лазоревым». — Режевской городской округ
  • «В серебряном поле лазоревый орел с золотыми глазами и нимбом, держащий в лапах процветший на концах, развернутый в пояс свиток и сопровождаемый внизу черным, заполненным золотом, камнем, лежащим поверх двух черных, соединенных накрест, кирок». — Карпинск, городской округ
  • «В зеленом поле золотой полый камень, положенный угловатыми выступами в крест, а округлыми косвенно; камень увенчан тремя головками колосьев того же металла и переплетен с тройным серебряным пониженным поясом, разделенным пурпуром». — Каменский городской округ
  • «В рассеченном зеленом и червленом поле серебряная ладья на веслах под парусом и с вымпелом на мачте, обремененная золотым с черными камнями по ободу тарчем (щитом Ермака), сопровождаемая во главе щита серебряным же скачущим лосем с черными глазами, золотыми вооружениями». — Тавдинский городской округ
  • «Щит поделен горизонтально. Верх еще раз вертикально. В правом верхнем голубом поле три золотых пчелы. Во втором серебряном поле журавль держит в лапе камень; в третьей нижней части в красном поле золотой сноп». — Шахов (?)
  • «Щит разделен горизонтально на две части, из коих в верхней в красном поле крестообразно положены: серебреный меч и тогож металла стрела, летящая вниз. В нижней части в золотом поле изображен алмазный камень четвероугольной фигуры». — Алмазов
  • «Щит разделен крестообразно на четыре части, из коих в верхней в голубом поле изображена шестиугольная звезда; в нижней в черном поле зазженная серебряная бомба; в правом красном поле, серебряная шпага острием вверх; в левом золотом поле находится журавль, стоящий одною лапою на земле, а в другой держит камень». — Анненский
  • «В лазуревом щите серебряный журавль с червлеными клювом, глазами и ногами, держащий в правой лапе золотой камень». — Воробьёв Егор
  • «Щит поделен на четыре части красным прямым крестом. В первой и четвертой частях в серебряном поле вертикально по древесной ветви с красными плодами. На ней по золотой пчеле. Во второй в голубом поле журавль вправо держит камень, в третьей в голубом поле золотое стропило». — Столпаков
  • «Герб поделен на четыре части. В первой и четвертой частях в красных полях: в первой два черных распростертых орлиных крыла, в четвертой рука, льющая воду из серебряного кувшина на камень. Во второй и третьей в голубых полях — во втором серебряная луна рогами вправо, в третьем три серебряные шестиконечные звезды в виде треугольника (две вверху, одна внизу)». — Крыловы Александр и Иван
  • «В серебряном поле зеленая елка. Справа к ней прислонён черный ключ, слева черный якорь с анкерштоком и кольцом. В вольной верхней красной части золотой вензель Александра 2-ого под золотой Императорской короной. Над щитом дворянский коронованный шлем. Нашлемник — рука, вытянута вверх в серебряных латах держит багряный камень. Намёт справа зеленый с серебром, слева черный с серебром. Девиз черным по серебру: „ SIT SINE CRIMINE VITA“». — Каммерер
  • «Щит поделен горизонтально. Верх еще раз вертикально. В первой золотой части выходящая из правого верхнего угла рука из облака сыплет камни (каменный град). Во второй красной части вверху серебряная шестиконечная звезда, внизу вертикально золотой сноп. Внизу в голубой части накрест стальная шпага с золотым эфесом и серебряный шлем. Над щитом дворянский коронованный шлем с тремя страусовыми перьями. Намёт голубой подложен серебром». — Каменоградский