- намёт: различия между версиями
м (Замена текста — «''фр''.» на «фр.») |
м |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
− | + | № 257, 259 | |
− | |||
− | |||
− | + | S-369 | |
− | |||
− | [ | + | — украшенный — фр. [[- orné|orné]] |
− | + | [[- camail|camail]] | |
− | *volet — изрезанный, развевающийся | + | |
− | *capeline — в виде капюшона | + | Намёт — [[- lambrequin|les lambrequins]] < lambeaux — лоскуты ткань для предохранения доспехов от влаги и солнца рассекалась в бою на лоскуты часто обвивание шлема ветвями деревьев, украшение шлема лентами дам или сами они украшали |
− | *mantelet — близкий по форме к плащу | + | *[[- volet|volet]] — изрезанный, развевающийся |
+ | *[[- capeline|capeline]] — в виде капюшона | ||
+ | *[[- mantelet|mantelet]] — близкий по форме к плащу | ||
*hachemet — в виде лент, украшающих | *hachemet — в виде лент, украшающих | ||
− | + | [[- achement|achement]] | |
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | [ | + | [[- hachements|hachements]] |
− | + | [[- rinceau|rinceau]], [[- rinceau de grenadier|~ de grenadier]] | |
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
56. НАМЕТ — композиция из украшений в виде причудливых листьев, соединенных между собой и выходящих из верхней части шлема вправо и влево. Изображается финифтью сверху и металлом снизу. (Из ста терминов Н. Н. Стародубцева и Г. В. Ражнёва). | 56. НАМЕТ — композиция из украшений в виде причудливых листьев, соединенных между собой и выходящих из верхней части шлема вправо и влево. Изображается финифтью сверху и металлом снизу. (Из ста терминов Н. Н. Стародубцева и Г. В. Ражнёва). |
Текущая версия на 15:45, 2 июня 2021
№ 257, 259
S-369
— украшенный — фр. orné
Намёт — les lambrequins < lambeaux — лоскуты ткань для предохранения доспехов от влаги и солнца рассекалась в бою на лоскуты часто обвивание шлема ветвями деревьев, украшение шлема лентами дам или сами они украшали
- volet — изрезанный, развевающийся
- capeline — в виде капюшона
- mantelet — близкий по форме к плащу
- hachemet — в виде лент, украшающих
56. НАМЕТ — композиция из украшений в виде причудливых листьев, соединенных между собой и выходящих из верхней части шлема вправо и влево. Изображается финифтью сверху и металлом снизу. (Из ста терминов Н. Н. Стародубцева и Г. В. Ражнёва).
Внешнее украшение герба (выходящее из-за шлема по сторонам щита), обязанное своим происхождением крестовым походам. Со второго похода, когда появились первые горшковидные шлемы, рыцари, защищаясь от палящих лучей солнца, покрывали его куском материи, которая со временем превращалась в причудливые лоскутья, принявшие в последующей геральдике вид изящного узора.
Намёт почти непременное дополнение шлема, обрамляющее щит сверху и по сторонам; при наличии нескольких шлемов и/или щитодержателей — располагается лишь над верхним краем щита. В гербах, помещенных на мантии, располагается внутри последней.
Цвет его, чаще всего, соответствует главным цветам герба. При различии в окраске полотнищ намета первым описывают правое а затем левое.
- «Серебряная городская стена с тремя таковыми же башнями, покрытыми широкими крышами, все с золотыми швами. В сквозных воротах стены поднятая черная решетка. Над средней башней лазуревый щит, наклоненный вправо, обремененный серебряным орлом. Щит сей увенчан шлемом, украшенным серебряным орлиным крылом, намет лазоревый с серебром». — Сандомир
Окраска намёта и/или ленты 7 июля 2011 г. 23:14 Re: Интересный вопрос с форума. 1 письмо ________________________________________ Michael Y. Medvedev <crusilly@gmail.com> 7 июля 2011 г. 23:14 Ответить: crusilly@gmail.com Кому: Вильгельм-Черкова Агата <wilhelm-cherkova@yandex.ru> Скрытая: studio.syndrome@gmail.com Приветствую Вас! По моему мнению, базовый для российской геральдики принцип — это то, что «нормальный» намет всегда имеет финифтяную лицевую сторону и металлическую подкладку. Финифтей с лица может быть более одной и металла с изнанки тоже более одного, что вообще не очень уж приветствуется, но допустимо. Другой принцип — цвета нормального намёта не должны быть «взяты ниоткуда». Они должны воспроизводить главные цвета щита (или по крайней мере нашлемника). Этот принцип не предшествует первому, он лишь развивает его. Намет может быть и «ненормальным», но такое «отступление» является либо ошибкой (и тогда его надо не объяснять или оценивать, а исправлять), либо следствием пожалования, либо традиции «с незапамятных времён»; в двух последних случаях аномалия допустима (верховная власть вправе отходить от общей нормы, а герб, освященный давностью, почти приравнивается к жалованному), более того — она почётна и требует сохранения. Возвращаясь к сути вопроса: если и щит, и нашлемник лишены финифтяных (или, напротив, металлических) деталей, а герб новый и нежалованный, намёт получает недостающую тинктуру по отдаленной аналогии с одной из тинктур щита — например, серебряно-золотой щит может иметь лазоревый или даже черный, подбитый золотом, либо червленый, подбитый серебром, намет. Проще с мехом — горностай обычно превращается — при переносе на намёт — в серебро или «распадается» на серебро и черный цвет, а щит беличье-золотой может иметь намёт лазоревый с серебряным подбоем, или лазоревый с золотым, или лазоревый с обоими металлами в подбое. К слову, такая «конверсия» меха в металл или финифть при переносе на намёт нередка и в британской геральдике. Ваш М 7 июля 2011 г. 16:15 пользователь Вильгельм-Черкова Агата <wilhelm-cherkova@yandex.ru> написал: Здравствуйте уважаемый Михаил Юрьевич! Надеюсь что много времени не займу, если задам Вам геральдический вопрос с форума сайта «Геральдика сегодня» который меня заинтересовал своей тонкостью. Один пользователь там спросил примерно следующее, даю выдержку: Гость: — «Господа форумчане, есть один вопрос. Золото на серебре, ровно как и серебро на золоте не приветствуется правилами и бытует в геральдике как редкость и исключение. Вместе с тем хотелось бы понять, если золото и серебро делят щит фигурным образом, не налогаясь друг на друга, оное возможно применить в частном обиходе? (если смотреть на вещи „шырше“)… Спасибо заранее» Михаил Константинович: — «Если на разделенном (рассеченном, пересеченном, скошенном и т. п.) серебряном и золотом щите помещена некая финифтяная геральдическая фигура, по возможности объединяющая эти сегменты поля, то это вполне нормально даже без использования фигурного деления». Гость: — «А если такой фигуры нет, а наличествует только фигурное деление? Ну как пример деление как в гербе Шпунтовых (ОГ)». Михаил Константинович: -«Ну Вы же сами видите на примере герба Шпунтова, что с финифтями такое возможно. Чем же от них радикально отличаются металлы?» Гость: — «Так я понимаю, что ничем принципиально, значит подобная комбинация возможна и с металлом. Я Вас правильно понял?» Митя Иванов: -«Да. Да! ДА!!!». Гость: -«Ок. Тогда последний и наверное крамольный вопрос — как в этом случае поступать с наметом? Золото подбитое серебром и обратно?» Михаил Константинович: — «А другое здесь и не вытанцовывается.» Митя Иванов: -«Это недопустимо, дорогой МК. В таком случае внешняя сторона намета окрашивается в ту финифть, которой окрашена фигура в поле. Или фигура в нашлемнике. Внешне металлического намета в гражданском гербе быть не может (в дворянском — только в виде Высочайше одобренного исключения — или в силу древности стабильного употребления). Отсутствие финифти в щите не является основанием для внешне металлического намета.» Вот в связи с этим у меня вопрос к Вам Михаил Юрьевич как к профессионалу с широким взглядом на проблематику гражданской геральдики в целом. Может ли теоретически сегодня любой гражданин исходя из своего, так сказать, экзотического вкуса свершить такой герб где щит фигурно разделен на серебро и золото, при этом в нашлемнике нет финифтивых деталей, а только золото и серебро. И если да, как в такой формуле быть с наметом? С уважением, Агата.
Литература
- А. Мюллер. История ислама. С-Пб., 1895. Т. I, стр. 216—219, с илл. (Сведения сообщены по Лэну: Manners and customs of the modern Egyptians. L., 1871.) ???