Ящерица: различия между версиями
м (а) |
|||
(не показана 1 промежуточная версия этого же участника) | |||
Строка 50: | Строка 50: | ||
====<font color="«#669999»">Египет </font>==== | ====<font color="«#669999»">Египет </font>==== | ||
− | |||
− | |||
Эмблема зноя, жары и плодовитости; добрый знак, как вообще в античном мире. | Эмблема зноя, жары и плодовитости; добрый знак, как вообще в античном мире. | ||
====<font color="«#669999»">Античность </font>==== | ====<font color="«#669999»">Античность </font>==== | ||
− | |||
− | |||
В Египте и Греции означала божественную мудрость и удачу. Атрибут Афины (иногда изображалась сидящей на ее груди), Сераписа и Гермеса (тянула его колесницу); Сабазия — изображается с ящерицей в руках. | В Египте и Греции означала божественную мудрость и удачу. Атрибут Афины (иногда изображалась сидящей на ее груди), Сераписа и Гермеса (тянула его колесницу); Сабазия — изображается с ящерицей в руках. | ||
Строка 72: | Строка 68: | ||
====<font color="«#669999»">Славяне </font>==== | ====<font color="«#669999»">Славяне </font>==== | ||
− | |||
− | |||
Животное, относимое в народной традиции к «гадам»; наиболее близка к змее. Как и змею, Я. считают нечистой тварью. По некоторым поверьям, Я. появляется на свет из яиц черта и может сглазить и околдовать человека. Полагают, что Я. может прогрызть кожу человека и добраться до сердца, а ее ядовитый укус смертелен. По поверьям южных славян, человек не излечится от укуса Я., пока не услышит рева ишака, пока не пересчитает целой меры проса, пока не найдет девять белых кобыл и девять сестер или пока не напьется молока от девяти сестер. Украинские рассказы о Я., отравившей еду крестьянину, убившему в поле ее детенышей, аналогичны рассказам об уже и о ласке. В то же время Я. спасает человека от оказавшейся поблизости змеи: влезает спящему за пазуху и щекочет, пока он не проснется. По украинским и польским поверьям, Я. берет себе хвост от гадюки, а если у нее оторвется хвост, то он или сама Я. превращается в змею. Как и у мифической гидры, куски разрубленной Я. срастаются вновь. Аналогичную способность приписывают и змее. Если бить или иссечь Я. на куски кнутом, а потом хлестать им скот, то скот от этого будет худеть и иссохнет. Я. часто используют для насылания порчи. Так, поляки верят, что если подмешать в еду куски Я., то из них выведутся маленькие Я., которые задушат человека, когда клубками будут выходить через горло. На Украине считают, что ведьмы сушат и стирают Я. в порошок, подмешивают его кому-нибудь в водку, и человек умирает. Отваром из истолченных Я. украинские девушки привораживают парня, но если отвар постоит хотя бы сутки, он превратится в отраву, от которой человек сходит с ума и умирает. В Я. видят души умерших, поэтому поляки при виде Я. желают душе вечного упокоения. Убивать Я. считают грехом. Если убить Я.-самца, умрет отец, а если самку — мать (у сербов) или в наказание на том свете будешь с Я. во рту (у украинцев). Украинцы говорят, что солнце плачет, видя убитую Я. Поэтому убитую Я., как и змею, нужно зарывать в землю. На Украине в некоторых местах ритуальное убиение Я., как и других хто-нических животных, совершают во время засухи для вызывания дождя. Верят также, что палочкой, которой разогнали двух Я., можно разгонять тучи. Для изгнания из избы клопов и тараканов Я. в мешочке подвешивают к матице (у русских). Я. не живут около человеческого жилья. Украинцы полагают, что Я. погибнет, если заглянет в окно дома. Я., лежащая вверх брюхом возле дома, предвещает в нем пожар (у поляков). В Белоруссии и в Боснии увиденную весной первую Я. перегоняют через расстеленный пояс и опоясываются им, чтобы не болела поясница. Для избавления от головной боли украинцы сажают Я. за пазуху, лужичане — в шапку, которую вместе с Я. надевают на голову. В Белоруссии больного лихорадкой окуривают кожей Я. или вешают ему на шею убитую Я., которую затем выбрасывают, и когда Я. высохнет, тогда и болезнь пройдет. В Болгарии больным и рахитичным детям дают пить воду с золой от сожженной Я. В Польше живых Я. и змей поджаривают на огне и вытопленным жиром смазывают ульи для приманивания чужих или диких пчел. | Животное, относимое в народной традиции к «гадам»; наиболее близка к змее. Как и змею, Я. считают нечистой тварью. По некоторым поверьям, Я. появляется на свет из яиц черта и может сглазить и околдовать человека. Полагают, что Я. может прогрызть кожу человека и добраться до сердца, а ее ядовитый укус смертелен. По поверьям южных славян, человек не излечится от укуса Я., пока не услышит рева ишака, пока не пересчитает целой меры проса, пока не найдет девять белых кобыл и девять сестер или пока не напьется молока от девяти сестер. Украинские рассказы о Я., отравившей еду крестьянину, убившему в поле ее детенышей, аналогичны рассказам об уже и о ласке. В то же время Я. спасает человека от оказавшейся поблизости змеи: влезает спящему за пазуху и щекочет, пока он не проснется. По украинским и польским поверьям, Я. берет себе хвост от гадюки, а если у нее оторвется хвост, то он или сама Я. превращается в змею. Как и у мифической гидры, куски разрубленной Я. срастаются вновь. Аналогичную способность приписывают и змее. Если бить или иссечь Я. на куски кнутом, а потом хлестать им скот, то скот от этого будет худеть и иссохнет. Я. часто используют для насылания порчи. Так, поляки верят, что если подмешать в еду куски Я., то из них выведутся маленькие Я., которые задушат человека, когда клубками будут выходить через горло. На Украине считают, что ведьмы сушат и стирают Я. в порошок, подмешивают его кому-нибудь в водку, и человек умирает. Отваром из истолченных Я. украинские девушки привораживают парня, но если отвар постоит хотя бы сутки, он превратится в отраву, от которой человек сходит с ума и умирает. В Я. видят души умерших, поэтому поляки при виде Я. желают душе вечного упокоения. Убивать Я. считают грехом. Если убить Я.-самца, умрет отец, а если самку — мать (у сербов) или в наказание на том свете будешь с Я. во рту (у украинцев). Украинцы говорят, что солнце плачет, видя убитую Я. Поэтому убитую Я., как и змею, нужно зарывать в землю. На Украине в некоторых местах ритуальное убиение Я., как и других хто-нических животных, совершают во время засухи для вызывания дождя. Верят также, что палочкой, которой разогнали двух Я., можно разгонять тучи. Для изгнания из избы клопов и тараканов Я. в мешочке подвешивают к матице (у русских). Я. не живут около человеческого жилья. Украинцы полагают, что Я. погибнет, если заглянет в окно дома. Я., лежащая вверх брюхом возле дома, предвещает в нем пожар (у поляков). В Белоруссии и в Боснии увиденную весной первую Я. перегоняют через расстеленный пояс и опоясываются им, чтобы не болела поясница. Для избавления от головной боли украинцы сажают Я. за пазуху, лужичане — в шапку, которую вместе с Я. надевают на голову. В Белоруссии больного лихорадкой окуривают кожей Я. или вешают ему на шею убитую Я., которую затем выбрасывают, и когда Я. высохнет, тогда и болезнь пройдет. В Болгарии больным и рахитичным детям дают пить воду с золой от сожженной Я. В Польше живых Я. и змей поджаривают на огне и вытопленным жиром смазывают ульи для приманивания чужих или диких пчел. | ||
====<font color="«#669999»">Австралия и Океания </font>==== | ====<font color="«#669999»">Австралия и Океания </font>==== | ||
− | |||
− | |||
Введение обрядов инициации, играющих важную роль в жизни австралийских племен, и связанных с ними обрядовых операций на теле приписывается тотемным предкам — диким котам и ящерицам-мухоловкам. (из ст. Австралийская мифология) | Введение обрядов инициации, играющих важную роль в жизни австралийских племен, и связанных с ними обрядовых операций на теле приписывается тотемным предкам — диким котам и ящерицам-мухоловкам. (из ст. Австралийская мифология) | ||
Строка 90: | Строка 82: | ||
====<font color="«#669999»">Иран </font>==== | ====<font color="«#669999»">Иран </font>==== | ||
− | |||
− | |||
В зороастризме символ Аримана, злое начало. | В зороастризме символ Аримана, злое начало. | ||
====<font color="«#669999»">Христианство</font>==== | ====<font color="«#669999»">Христианство</font>==== | ||
− | |||
− | |||
Была воспринята положительная ее оценка (возрождение, омоложение посредством линьки, страстное стремление к духовному — свету); она изображается на фонарях, ладанках и т. п. | Была воспринята положительная ее оценка (возрождение, омоложение посредством линьки, страстное стремление к духовному — свету); она изображается на фонарях, ладанках и т. п. | ||
Строка 106: | Строка 94: | ||
====<font color="«#669999»">Астрономия(логия)</font>==== | ====<font color="«#669999»">Астрономия(логия)</font>==== | ||
− | |||
− | |||
Lacerta — созвездие Северного полушария, в Восточной Европе видно в течение всего года. | Lacerta — созвездие Северного полушария, в Восточной Европе видно в течение всего года. | ||
====<font color="«#669999»">Гадания</font>==== | ====<font color="«#669999»">Гадания</font>==== | ||
− | |||
− | |||
В гаданиях по снам: недоверие. | В гаданиях по снам: недоверие. | ||
Строка 118: | Строка 102: | ||
====<font color="«#669999»">Эмблематика</font>==== | ====<font color="«#669999»">Эмблематика</font>==== | ||
− | |||
− | |||
Стихия влажности. Полагали, что ящерица не имеет языка и питается росой. | Стихия влажности. Полагали, что ящерица не имеет языка и питается росой. | ||
Строка 140: | Строка 122: | ||
Файл:00-02-790-000.jpg|Бораспати ни Тано: ящеричный орнамент на доме (о. Суматра) | Файл:00-02-790-000.jpg|Бораспати ни Тано: ящеричный орнамент на доме (о. Суматра) | ||
</gallery> | </gallery> | ||
− | |||
− | |||
− | |||
====<font color="«#669999»">Примечания и комментарии</font>==== | ====<font color="«#669999»">Примечания и комментарии</font>==== | ||
<small><references /></small> | <small><references /></small> | ||
[[Категория:Животные]] | [[Категория:Животные]] |
Текущая версия на 15:32, 28 декабря 2020
Общая информация
я́щерица
Лунное существо. Разделяет символику змеи, крокодила, дракона.
Порождала симпатию людей любовью к Солнцу: способна часами находиться на солнцепеке.
Подобно пчеле, может воплощать душу и в таком виде выскользнуть изо рта спящих, которые получают свидетельства этого после возвращения зверька. Не имеет крыльев, но как и птицы, ожидает прихода солнечного дня, который принесет ей тепло и жизнь — может представлять душу, ожидающую света веры и правды, истины.
Особенно как эмблема возрождения. Представление о необыкновенной живучести ящерицы возникло из-за того, что она заново отращивает брошенный в минуту опасности хвост. Она также зеленая, умеющая затаиться среди зелени и схожая с растительностью по свойству возрождаться.
Основные значения
• Логос (Слово), божественное вдохновение, мудрость;
• набожность;
• ворожба;
• бессмертие, воскресение из мертвых, возрождение;
• стремление к свету;
• весна; зной, жара;
• плодовитость; здоровье; живучесть, покровительство, безопасность;
• логика;
• военное искусство;
• лень, бездельничанья.
См. также:
Животные
________________________________________
Саламандра
Змея
Ласка
________________________________________
Бораспати ни Тано
Египет
Эмблема зноя, жары и плодовитости; добрый знак, как вообще в античном мире.
Античность
В Египте и Греции означала божественную мудрость и удачу. Атрибут Афины (иногда изображалась сидящей на ее груди), Сераписа и Гермеса (тянула его колесницу); Сабазия — изображается с ящерицей в руках.
Посвящена сирийско-римскому Гераклу, Гелиосу, Аполлону «Лучистому».
Статуя Аполлона Сауроктона «Ящерицебойца» была выполнена Праксителем (погибла, копия в музее Ватикана. Рим). Означает, по некоторым источникам, её жажду погибнуть от руки Аполлона и оказаться среди «привилегированных» на том свете. Связь с солнцем светилами объясняет её частое появление на светильниках.
Ее изображения на надгробиях и урнах с пеплом, часто вместе с уснувшим Эротом, как бы намекали — еще не все потеряно для усопшего.
Древние греки ворожили по движениям ящерицы по стене.
В Риме, как животное, «впадающее в зимнюю спячку», — символ смерти с последующим воскресением.
На римских монетах сопутствует богине здоровья Салюс.
Славяне
Животное, относимое в народной традиции к «гадам»; наиболее близка к змее. Как и змею, Я. считают нечистой тварью. По некоторым поверьям, Я. появляется на свет из яиц черта и может сглазить и околдовать человека. Полагают, что Я. может прогрызть кожу человека и добраться до сердца, а ее ядовитый укус смертелен. По поверьям южных славян, человек не излечится от укуса Я., пока не услышит рева ишака, пока не пересчитает целой меры проса, пока не найдет девять белых кобыл и девять сестер или пока не напьется молока от девяти сестер. Украинские рассказы о Я., отравившей еду крестьянину, убившему в поле ее детенышей, аналогичны рассказам об уже и о ласке. В то же время Я. спасает человека от оказавшейся поблизости змеи: влезает спящему за пазуху и щекочет, пока он не проснется. По украинским и польским поверьям, Я. берет себе хвост от гадюки, а если у нее оторвется хвост, то он или сама Я. превращается в змею. Как и у мифической гидры, куски разрубленной Я. срастаются вновь. Аналогичную способность приписывают и змее. Если бить или иссечь Я. на куски кнутом, а потом хлестать им скот, то скот от этого будет худеть и иссохнет. Я. часто используют для насылания порчи. Так, поляки верят, что если подмешать в еду куски Я., то из них выведутся маленькие Я., которые задушат человека, когда клубками будут выходить через горло. На Украине считают, что ведьмы сушат и стирают Я. в порошок, подмешивают его кому-нибудь в водку, и человек умирает. Отваром из истолченных Я. украинские девушки привораживают парня, но если отвар постоит хотя бы сутки, он превратится в отраву, от которой человек сходит с ума и умирает. В Я. видят души умерших, поэтому поляки при виде Я. желают душе вечного упокоения. Убивать Я. считают грехом. Если убить Я.-самца, умрет отец, а если самку — мать (у сербов) или в наказание на том свете будешь с Я. во рту (у украинцев). Украинцы говорят, что солнце плачет, видя убитую Я. Поэтому убитую Я., как и змею, нужно зарывать в землю. На Украине в некоторых местах ритуальное убиение Я., как и других хто-нических животных, совершают во время засухи для вызывания дождя. Верят также, что палочкой, которой разогнали двух Я., можно разгонять тучи. Для изгнания из избы клопов и тараканов Я. в мешочке подвешивают к матице (у русских). Я. не живут около человеческого жилья. Украинцы полагают, что Я. погибнет, если заглянет в окно дома. Я., лежащая вверх брюхом возле дома, предвещает в нем пожар (у поляков). В Белоруссии и в Боснии увиденную весной первую Я. перегоняют через расстеленный пояс и опоясываются им, чтобы не болела поясница. Для избавления от головной боли украинцы сажают Я. за пазуху, лужичане — в шапку, которую вместе с Я. надевают на голову. В Белоруссии больного лихорадкой окуривают кожей Я. или вешают ему на шею убитую Я., которую затем выбрасывают, и когда Я. высохнет, тогда и болезнь пройдет. В Болгарии больным и рахитичным детям дают пить воду с золой от сожженной Я. В Польше живых Я. и змей поджаривают на огне и вытопленным жиром смазывают ульи для приманивания чужих или диких пчел.
Австралия и Океания
Введение обрядов инициации, играющих важную роль в жизни австралийских племен, и связанных с ними обрядовых операций на теле приписывается тотемным предкам — диким котам и ящерицам-мухоловкам. (из ст. Австралийская мифология)
В австралийской мифологии кучки беспомощных существ со склеенными пальцами и зубами, закрытыми ушами и глазами. Другие подобные человеческие «личинки» жили в воде и были похожи на сырое мясо. Уже после высыхания земли мифический герой — тотемный предок «ящериц» — пришел с севера и отделил человеческие зародыши друг от друга, прорезал им глаза, уши, рот и т. п..
Монстр-покровитель в мифологии новозеландских маори.
В фольклоре австралийских аборигенов ящерица Тарротарро считается культурным героем.
В сказаниях народов Меланезии и Африки,— одно из популярных действующих лиц или родовой предок.
Иран
В зороастризме символ Аримана, злое начало.
Христианство
Была воспринята положительная ее оценка (возрождение, омоложение посредством линьки, страстное стремление к духовному — свету); она изображается на фонарях, ладанках и т. п.
«Физиолог» сообщается, что, когда ящерицы стареют и глаза у них затухают, они вползают в щели стен, обращенных к востоку. И когда встает Солнце, «их глаза открываются, и они выздоравливают. И ты, человек, когда… глаза сердца твоего замутятся, таким же путем ищи восходящее солнце справедливости, Господа нашего Иисуса Христа, и Он откроет глаза сердца твоего».
В связи с этим представлением, ящерица стала эмблемой просветления при чтении Евангелий и амулетом против болезней глаз.
Также означает зло и дьявола. На средневековых изображениях Древа Познания Добра и Зла часто фигурировала змейка с лапками.
Астрономия(логия)
Lacerta — созвездие Северного полушария, в Восточной Европе видно в течение всего года.
Гадания
В гаданиях по снам: недоверие.
В соннике Артемидора толкуется как свидетельство «недостойного образа мыслей».
Эмблематика
Стихия влажности. Полагали, что ящерица не имеет языка и питается росой.
Олицетворение молчания, атрибут персонифицированной Логики (свободные искусства).
Импресс Федерико II Гонзага [Прославился, как покровитель искусств, меценат] (1500—1540), первого герцога Мантуанского с Quod huic deest me torquet — меня гнетет, то чего ей недостает — намек на женщину, бывшую предметом его всепоглощающей страсти (Герцогский замок. Мантуя).
Ящерица также является эмблемой штата Алабама в США.
Литература
• Гура А. В. Одноимённая статья в SMES
• TRSS
• Гура А. В. Символика животных в славянской народной традиции. М., 1997. С. 358—368 < SMES
Иллюстрации:
Примечания и комментарии