Сасрыква: различия между версиями
м |
м |
||
Строка 26: | Строка 26: | ||
:[[Сатаней-Гуаша]] | :[[Сатаней-Гуаша]] | ||
:Айнар-ижьи | :Айнар-ижьи | ||
− | :[[Араш]] | + | :[[Араш, крылатый конь|Араш]] |
:Бзоу | :Бзоу | ||
:Худыш | :Худыш |
Версия 16:16, 11 июля 2021
Главный герой абхазской версии нартского эпоса, наделённый чертами культурного героя. Сасрыква рождается чудесным образом: пленившийся красотой Сатаней-Гуаши нартский пастух[1], не смогший перебраться к ней через разделявшую их реку, пустил в Сатаней-Гуашу со своего берега стрелу (семя). Вонзившись в прибрежный камень (скалу), она оплодотворила его — на камне обозначился человеческий образ. Этот зародыш мальчика по поручению Сатаней-Гуаши был кузнецом высечен из камня. Приложенный к телу Сатаней-Гуаши, через некоторое время он превратился в человека и был назван Сасрыква. Был закалён в горниле кузницы нартским кузнецом Айнар-ижьи. Первым подвигом Сасрыквы было укрощение коня (араша) Бзоу, появившегося на свет[2]. в день рождения Сасрыквы и ставшего его чудесным помощником[3]. В древнейших циклах героя неизменно и ревностно оберегает от всевозможных опасностей, прежде всего от козней других сыновей, не признающих Сасрыкву своим родным братом, Сатаней-Гуаша. Подвиги и победы Сасрыквы, как правило, обусловливались постоянной поддержкой матери-чародейки. Многие его подвиги направлены на спасение братьев от неминуемой гибели, тем не менее они испытывают к нему ненависть из-за того, что своей славой он их затмевает.
Признательные жители подземного мира с помощью орлицы доставляют Сасрыкву на поверхность земли. Сасрыква женится на дочери божества Аирга (Аерг), обладающей божественным даром — излучать солнечный свет мизинцем. В конце концов братья с помощью злой ведьмы-старухи выведывают уязвимое место Сасрыквы — оставшееся незакалённым колено правой ноги, за которое держал щипцами нартский кузнец, когда закалял в горниле тело героя. Сбросив на Сасрыкву огромный валун с высокой горы и предложив ему отразить камень именно правой ногой, нарты губят своего младшего брата. К умирающему Сасрыкве стекаются разные звери, птицы (волк, ворон, голубь и др.), одних из которых он благословляет, других проклинает; его заклинаниями и объясняются повадки и внешние приметы многих животных и птиц (крепкая шея у волка, красные ноги голубя, карканье ворон и т. д.). В более поздних слоях нартского эпоса героем, соперничающим с Сасрыквой, выступает Цвицв, которому Сасрыква оказывается обязанным многими своими победами. |
См. также: |
Литература
- Салакая Ш. X. Одноимённая статья в MNME
- Приключения Нарта Сасрыквы и его девяноста девяти братьев, [пер. с абх.], М., 1962 < MNME
- Инал-Ипа Ш. Д., Памятники абхазского фольклора, Сухуми, 1977 < MNME
- Салакая Ш. X., Абхазский нартский эпос, Тб., 1976 < MNME
- Аншба А. А., Вопросы поэтики абхазского нартского эпоса, Тб., 1970 < MNME