Ясень: различия между версиями
м (Замена текста — «Категория:Растительность» на «Растения») |
м |
||
(не показана 1 промежуточная версия этого же участника) | |||
Строка 5: | Строка 5: | ||
► Приспособляемость, благоразумие, скромность. | ► Приспособляемость, благоразумие, скромность. | ||
− | Ассоциируется с кровью, брызнувшей при кастрации [[Уран]] | + | Ассоциируется с кровью, брызнувшей при кастрации [[Уран, божество|Урана]]. [[Нимфы]] ясеня – Мелии. |
Скандинавия | Скандинавия | ||
Строка 28: | Строка 28: | ||
==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Литература</font></div>== | ==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Литература</font></div>== | ||
*[[TRSS]] | *[[TRSS]] | ||
− | [[Растения]] | + | [[Категория:Растения]] |
Текущая версия на 20:26, 11 июля 2021
Античность
Греч. Воплощение силы. Посвящен, Зевсу (Юпитеру).
► Приспособляемость, благоразумие, скромность.
Ассоциируется с кровью, брызнувшей при кастрации Урана. Нимфы ясеня – Мелии.
Скандинавия
Священное Космическое Древо Иггдразил, соединяющее преисподнюю, землю и небеса.
► Плодородие, единство противоположностей, непобедимость и непрерывность жизни.
Прибалтика
В фольклоре народов Прибалтики было эмблемой простофиль, возможно, потому, что его листья появляются довольно поздно и быстро опадают.
Явоp (ясень) посвящен в укpаинской наpодной поэзии человеческому несчастью. С явоpом, нагнувшим ветви в воду, сpавнивается казак, у котоpого ноет сеpдце, будто подмытый коpень деpева. Из-под явоpа течет «pека», обpаз котоpой всегда означает слезы. Под этим деpевом пpощается мать со своим сыном. Явоp часто pастет над могилой геpоев песен и былин.
Славяне
— дерево, отмеченное почтительным отношением людей. Поляки считали Я. достойным того, чтобы вешать на него образки. У восточных и западных славян Я. относился к числу деревьев, обладающих апотропеическими свойствами. Русские верили, что Я. гонит и устрашает змей: от него они якобы цепенеют. Поляки считали, что змея скорее предпочтет попасть в огонь, нежели в листву Я., поэтому часто окуривали скот дымом от сожженных веток Я. В Герцеговине в опасный (из-за активизации нечистой силы) период от Рождества до Нового года пастух погонял стадо веткой Я. В канун летнего Иванова дня поляки втыкали ветки и листья Я. в загоны со скотом, чтобы уберечь его от нечистой силы. Словаки полагали, что змеи так боятся Я., что не заползают даже в его тень. Широко было распространено представление и о том, что в Я. не бьет гром, поэтому под ним можно было прятаться во время грозы. Южные славяне считали, что на ветках Я. обитают вилы, поскольку не опасаются там ничьей угрозы. С помощью Я. снимали порчу; отвар из коры Я. употребляли для лечения целого ряда болезней. У сербов народно-этимологическая связь слов «]асен» (ясень) и «]азавац» (барсук) обусловила магический способ изгнания с поля барсуков, поедающих кукурузу: в день, когда кукуруза была посеяна, надо воткнуть в землю на поле прут Я.
Т.А. Агапкина SMES