Тверь: различия между версиями

Материал из StudioSyndrome
Перейти к навигации Перейти к поиску
(а)
 
 
(не показана 1 промежуточная версия этого же участника)
Строка 37: Строка 37:
 
" В червленом поле золотой трон; на нем царская, на зеленой подушке, корона. [?]
 
" В червленом поле золотой трон; на нем царская, на зеленой подушке, корона. [?]
 
*«В червленом поле золотой трон; на нем царская, на зеленой подушке корона». — [Кёне-43.1]
 
*«В червленом поле золотой трон; на нем царская, на зеленой подушке корона». — [Кёне-43.1]
[[- Трон]] [[- Подушка]] [[- Корона]] [[- Царский]]
+
[[- трон|- Трон]] [[- подушка|- Подушка]] [[- корона императорская|- Корона]] [[- царский|- Царский]]
[[Категория:Армориал - территории]]
+
[[Категория:Армориал территории]]

Текущая версия на 05:37, 28 августа 2021

ТВЕРЬ, город

Рисунок герба Высочайше утвержденного 10.10.1780 года;

ПСЗ № 15,073

Губернский город Тверской губернии. XII в., 1931 - Калинин.

На печатях и монетах великого княжества Тверского основной эмблемой служил конный или пеший воин с оружием.

По присоединении Тверского княжества к Московскому государству эмблема Твери изменилась. В XVII веке тверская эмблема представляла собой "стул без спинки, на нем корона". В 1666 году по заказу царя Алексея Михайловича в Оружейной Палате было изготовлено Большое Государственное гербовое знамя, на котором среди прочих помещено изображение: "престол без степени, на престоле лежит венец царский". Известен и автор тверской эмблемы - Станислав Лопуцкий, "живописного дела мастер". Вместе с учениками Ивашкой Безминым и Дорошкой Ермолиным он и нарисовал тверскую эмблему.

В 1672 году в России был составлен первый русский гербовник - "Титулярник" с портретами правителей и гербами разных царств и земель. Большое место в "Титулярнике" занимали эмблемы и печати русских владений. Тверская эмблема описана как "стул без спинки, на нем два хлеба, сверху корона с крестом: "Тверъский". Писали тверской герб золотописцы Оружейной Палаты Григорий Благушин, Федор Лопов, Матвей Андреев.

Тремя годами спустя, в 1675 году тверская эмблема появляется на золотой тарелке царя Алексея Михайловича, представляя собой "стул с короной: печать тверская". Этот рисунок и герб "Титулярника" заметно отличаются от варианта 1666 года. Сохраняя верность основной идее - трону и короне, художественные достоинства и авторство эмблем различные. Известно, что с 1667 года место живописных дел мастера в Оружейной Палате занял Данила Вухтерс, который по собственному признанию "Станислава Лопуцкого живописного дела знает лучше". С этого времени тверская эмблема стала "канонической" для последующих изображений вплоть до начала XVIII века. Именно такой, как в "Титулярнике", она представлена на рисунке печати из дневника иноземца И.Г. Корба.

Изображение короны на тверской эмблеме указывало на то, что русское государство состоит из бывших "венценосных" земель, равных королевствам на Западе. Еще в начале XIV века Великий князь Михаил Ярославич Тверской назывался самодержцем, царем всея Руси, и первым на Руси надел царский венец. Стул (трон) на эмблеме символизировал не только место для сидения, но и воспринимался как "стол", как "владение" и "княжество". По мнению А.В. Арциховского:

   Возможно, тверской герб возник в связи с тем, что тверской великий князь раньше московского и вообще первым в России надел царский венец.

У другого историка А.А. Ураносова сделано предположение что такая эмблема

   отражает былое крупное политическое значение Тверского княжества, являвшегося одним из наиболее сильных феодальных княжеств восточной Руси.

Возможнвм подтверждение этого может служить тот факт, что при Иване Грозном Тверское княжество в составе Московской Руси продолжало именоваться "Великим".

Несколько иной характер тверская эмблема приобретает в начале XVIII века в процессе создания собственно городских гербов. Их появление связано с целым рядом нововведений Петра 1. Российский реформатор придавал большое значение различным эмблемам, символам и аллегориям. Они использовались в медалях, фейерверках, украшали триумфальные арки. Но чаще всего, городские эмблемы изображались на военных знаменах. По военной реформе полки русской армии размещались в городах. Каждому полку надлежало иметь на своем знамени герб города - места дислокации.

Первоначально гербы на знаменах рисовали "не по правилам". Так, на знаменах тверских пехотного и драгунского полков 1712-1727 годов тверская эмблема представлена следующим образом: "знамя зеленое с изображением в верхнем углу у древка золотого трона под короною". Тверской герб этого периода метко прозвали "колоколом", ибо он на корону походил мало.

Для правильного рисования гербов в 1722 году было создано специальное учреждение - Герольдмейстерская контора. На должность составителя гербов был приглашен из Франции знаток геральдики граф Франциск Санти. Он и стал автором нового варианта Тверского герба. Изменение внешнего вида тверской эмблемы объяснялось "европейзацией" геральдических форм при сохранении русской идеи прежнего символа. Рисунок короны и подушки Санти взял из книги "Символы и Емблемата", изданной в 1705 году. Напись под рисунком была довольно загадочная: "Прелестная вещь".

В 1729 году живописец Андрей Баранов представил рисунки знамен для 85 полков, в том числе и Тверского. Высочайшим Указом новый вариант тверской эмблемы был утвержден 8 марта 1730 года со следующим описанием: "Тверской по старому, на серебряном стуле подушка зеленая, на подушке корона княжеская, поле красное". В знаменном гербовнике тверской герб помещен в золотом картуше, увенчанном царской короной. Интересен и необычен еще один вариант тверской знаменной эмблемы, известный по рукописи "Гербовник 1755 года и Бибиковы знамена". Представленный проект выглядит так: "Знамя розовое, в тумбе крест золотой и тумба золотая, кругом шесть звезд золотых".

В середине XIX века одним из первых был составлен герб Тверской губернии, утвержденный 8 декабря 1856 года. Его описание: "В червленом поле золотой трон, на нем царская на зеленой подушке корона. Щит увенчан императорскою короною и окружен золотыми дубовыми листьями, соединенными Андреевскою лентою". Корона на новом гербе напоминала известную шапку Мономаха - древнейшую регалию русских царей. Составил этот герб герольдмейстер Бернгард Васильевич Кене. 10 февраля 1859 года он же составил и герб губернского города Твери. Изображение в щите практически копировало геральдический рисунок герба губернии. Но вот щит стал увенчиваться "царскою шапкою в виде венца Мономахова и окружен золотыми колосьями, соединенными Александровскою лентою". Этот вариант тверского герба остался мало известен для широкого круга горожан. Еще менее известным остался геральдический проект Б.В. Кене для губернского административного центра, сделанный в 1882 году.

Решением Тверского городского Совета народных депутатов от 16 ноября 1990 года восстановлен официальный статус исторического герба города Тверь, утвержденного в 1780 году.

(По материалам CD-ROMa "Тверь-96") Высочайше утвержден 10.10.1780 года; (Тверского наместничества) " В красном поле, на зеленой подушке, золотая корона". В рамках гербовой реформы Кене был составлен проект

" В червленом поле золотой трон; на нем царская, на зеленой подушке, корона. [?]

  • «В червленом поле золотой трон; на нем царская, на зеленой подушке корона». — [Кёне-43.1]

- Трон - Подушка - Корона - Царский