Наги в индуистской мифологии: различия между версиями
м |
м |
||
Строка 21: | Строка 21: | ||
С. Б—ч. | С. Б—ч. | ||
− | | width="200px" valign="top" align="left" bgcolor="#F5F5F5" |[[Файл:00-03-135-000.jpg|200px|Король нагов. Деталь из дворца воды в Суньраге. Остров Ява. Рисунок пером художника Мас Субокастово | + | | width="200px" valign="top" align="left" bgcolor="#F5F5F5" |[[Файл:00-03-135-000.jpg|200px|Король нагов. Деталь из дворца воды в Суньраге. Остров Ява. Рисунок пером художника Мас Субокастово]] |
:[[Индийская мифология]] | :[[Индийская мифология]] | ||
:[[Индуистская мифология]] | :[[Индуистская мифология]] | ||
Строка 57: | Строка 57: | ||
Переплетенные тела двух его нагов олицетворяют уже оплодотворенные воды, от этого союза родится богиня Земли — символ земли и воды одновременно. | Переплетенные тела двух его нагов олицетворяют уже оплодотворенные воды, от этого союза родится богиня Земли — символ земли и воды одновременно. | ||
==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Иллюстрации</font></div>== | ==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Иллюстрации</font></div>== | ||
− | [[Файл:00-03-016-000.jpg|250px|thumb|right|Нага-канья. Скульптура из храма Солнца в Конараке (Орисса). XIII в.. | + | [[Файл:00-03-016-000.jpg|250px|thumb|right|Нага-канья. Скульптура из храма Солнца в Конараке (Орисса). XIII в..]] |
==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Литература</font></div>== | ==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Литература</font></div>== | ||
*Гринцер П. А., Мялль Л. Э., Чеснов Я. В. Одноимённая статья в [[MNME]] | *Гринцер П. А., Мялль Л. Э., Чеснов Я. В. Одноимённая статья в [[MNME]] |
Текущая версия на 07:52, 6 июня 2023
В индуистской мифологии полубожественные существа со змеиным туловищем и одной или несколькими человеческими головами. Наги считались детьми Кадру, жены Кашъяпы, и постоянно враждовали с птицами и их царем Гарудой, рожденным другой женой Кашьяпы — Винатой. Нагам принадлежит подземный мир — патала, где находится их столица Бхогавати и где они стерегут несметные сокровища земли. Наги считаются мудрецами и магами, способными оживлять мертвых и менять свой внешний вид. В человеческом облике наги часто живут среди людей, причем их женщины — нагини, славящиеся своей красотой, нередко становятся женами смертных царей и героев:
В мифах названы многие цари нагов, среди которых наиболее известны:
Обширный цикл мифов о нагах имеется в первой книге «Махабхараты», где говорится о великом жертвоприношении змей, предпринятом царем Джанамеджаей в отместку за убийство его отца Парикшита царем нагов — Такшакой. Жертвоприношение остановил мудрец Астика (племянник Васуки), воспользовавшийся правом высказать любое желание (это право предоставил ему Джанамеджая за то, что Астика его благословил)[2]. Одна из легенд этого цикла рассказывает, как наги получили бессмертие, отведав амриты, но при этом их языки раздвоились, ибо им пришлось слизывать амриту с острых стеблей травы куши[3]. В индийских источниках представление о нагах — божественных змеях — смешивается с представлением о нагах — исторических племенах, живших на северо-западе Индии еще до прихода туда ариев. «Нагадвипа» — «страна нагов»; рассматривалась как одна из девяти областей Бхаратаварши, то есть Индии[4]; с корнем «нага» связано большое число индийских топонимов. Предполагается, что реальные нага были племенами монголоидной расы, имевшими своим тотемом змею (кобру), и что мифологическая интерпретация была, таким образом, наложена на историческую основу.
1) мифическое индийское полубожество, имеющее человечью голову (иногда три головы или девять), а туловище и расширенную шею очковой змеи. Все индуистские секты и почти все неарийские племена в Индии почитают его изображение. В этом мифологическом образе сказалась опасность, которой угрожает в Индии укушение змей. Местом особого змеиного культа является город Баттиса-Шарален, где в день праздника нага-панчами ловится известное количество змей (наз. нагакули). Их держат в глиняных горшках или бамбуковых корзинах, кормят молоком и другой пищей и воздают им такие же почести, как и змеиным идолам. На другой день после праздника их относят в джунгли и выпускают на свободу. По индусским преданиям, число змей-богов доходит до 1000; начало своё они ведут от Кадру, жены мудреца Кашьяпы. Эти наги населяли подземное царство Патала; гандхарвы отняли его у них, но наги опять вернули его себе при помощи своей сестры, реки Нармады (ныне Нербудда). 2) Имя нага носил исторический народ, оставивший по себе память, между прочим, в современном географическом названии Нагпур. Судя по всему, это был народ не арийского происхождения и, может быть, имел какое-нибудь отношение к современным нагам. Это же имя носят горы, а также и одно из семи подразделений древнего царства Бхаратаварша, то есть Индии — Нагадвипа. С. Б—ч. |
|
Черновые материалы
В оккультных и эзотерических трудах наименование нага — «змей» рассматривается как прозвище «мудреца» или адепта.
На рассмотрении паталы как страны, лежащей на другой стороне земного шара строится теория о связях жителей древних Индии и Америки. В качестве генетически родственного со словом нага приводится титул верховного жреца мексиканских индейцев — Нагал (Нагваль ???), имеющего своим духом-хранителем и богом змею (ну или другое животное…).
Ураги — Адепты, Высшие Жрецы и Посвященные Центральной и Южной Америки, известные древним арийцам; там Арджуна женился на дочери царя нагов — Улупи. По сей день на Кубе и Гаити преобладает Нагализм или поклонение Нагам, и Вудуизм, главное ответвление первого, обосновался в Новом Орлеане. В Мексике главных «колдунов» и «врачевателей» по сей день называют точно так же, как тысячелетия тому назад халдейские и ассирийские Высшие Жрецы назывались наргалами, будучи главами Магов (Раб-Маг), причем эту должность одно время занимал пророк Даниил.
Слово Нага, «мудрый змий», стало всемирным, ибо это одно из тех немногих слов, которые пережили крушение первого всеобщего языка. Это слово употребляют туземцы как Южной, так и Центральной и Северной Америки, от Берингова пролива до Уругвая, где оно означает «глава», «учитель» и «змий». Само слово Урага могло достичь Индии и укорениться там благодаря её связи, в доисторические времена, с Южной Америкой и самим Уругваем, ибо слово это принадлежит к языку американских индейцев.
Происхождение урагов, насколько это известно востоковедам, возможно следует отнести к Уругваю, так как о них существуют легенды, которые относят местожительство их предков, нагов, к Патале, стране противоположного полушария или Америки.
Нагараджи Обычно имя, даваемое всем предполагаемым «Духам хранителям» озер и рек, буквально означает «Цари Драконы». В буддийских хрониках все они явлены как обращенные к буддийской монашеской жизни, то есть как становящиеся Архатами из Йогов, которыми были до этого.
Наг и Нагина — это царь и царица или духи, часто по праву настоящие божества, их изображают или полностью в человеческом облике, или в виде змей, или как людей с головой и капюшоном кобры, или с головами обычных змей, или же они люди выше талии, а ниже талии имеют змеиное тело.
Это стражи порога, дверей и сокровищ, материальных и духовных, а также вод жизни, кроме того, защитники коров.
Изображения их как змеиных царей и цариц помещаются под деревьями.
Проткнуть голову змеи острой палкой — значит «фиксировать» ее. При закладке индуистского храма этот ритуал имитирует первоначальный акт творения Сомы или Индры, покорившего хаос и создавшего порядок.
Индуистские змееподобные божества наги — охраняющий символ природных сил, которыми можно управлять с пользой для людей.
Переплетенные тела двух его нагов олицетворяют уже оплодотворенные воды, от этого союза родится богиня Земли — символ земли и воды одновременно.
Иллюстрации
Литература
- Гринцер П. А., Мялль Л. Э., Чеснов Я. В. Одноимённая статья в MNME
- Vogel J P., Indian serpent lore; or, the Nagas in Hindu legend and art, L., 1927 < MNME
- Blоss L. W., The Buddha and the Naga: a study in Buddhist folk religiosity, "History of Religion., 1973, v. 13, No 1, p. 36-53 < MNME
- С. Б—ч.
- BHES
- Хорхе Луис Борхес «Книга вымышленных существ»
- Е. G. Блаватская «Тайная доктрина»