Тадебцо: различия между версиями

Материал из StudioSyndrome
Перейти к навигации Перейти к поиску
м
м (Замена текста — «|ссылка=Special:FilePath/00-00-000-000.jpg» на «»)
 
Строка 4: Строка 4:
 
:Та́дебцо — ''ненецк''. — «то, что используется шаманом»
 
:Та́дебцо — ''ненецк''. — «то, что используется шаманом»
 
В самодийской мифологии (у ненцев) духи — помощники шамана. Считалось, что тадебцо, как правило, переходят к шаману от его предшественника. Обычно тадебцо зооморфны (например, тадебцо-олени, невидимыми ремнями привязанные к шаману), но упоминаются и антропоморфные тадебцо: духи предков шамана (нгытарма). По данным архимандрита Вениамина, тадебцо подразделялись на белых, обитающих в воздухе, и зелёных и чёрных, живущих на земле. В мифологиях других самодийских народностей тадебцо соответствуют самадиу энцев, дямады у нганасан, одна из категорий лозы у селькупов, пензют у камасинцев.
 
В самодийской мифологии (у ненцев) духи — помощники шамана. Считалось, что тадебцо, как правило, переходят к шаману от его предшественника. Обычно тадебцо зооморфны (например, тадебцо-олени, невидимыми ремнями привязанные к шаману), но упоминаются и антропоморфные тадебцо: духи предков шамана (нгытарма). По данным архимандрита Вениамина, тадебцо подразделялись на белых, обитающих в воздухе, и зелёных и чёрных, живущих на земле. В мифологиях других самодийских народностей тадебцо соответствуют самадиу энцев, дямады у нганасан, одна из категорий лозы у селькупов, пензют у камасинцев.
| width="200px" valign="top" align="left" bgcolor="#F5F5F5" |[[Файл:00-00-000-000.jpg|2px|ссылка=Special:FilePath/00-00-000-000.jpg]]
+
| width="200px" valign="top" align="left" bgcolor="#F5F5F5" |[[Файл:00-00-000-000.jpg|2px]]
  
 
См. также:
 
См. также:

Текущая версия на 06:30, 6 июня 2023

Та́дебцо — ненецк. — «то, что используется шаманом»

В самодийской мифологии (у ненцев) духи — помощники шамана. Считалось, что тадебцо, как правило, переходят к шаману от его предшественника. Обычно тадебцо зооморфны (например, тадебцо-олени, невидимыми ремнями привязанные к шаману), но упоминаются и антропоморфные тадебцо: духи предков шамана (нгытарма). По данным архимандрита Вениамина, тадебцо подразделялись на белых, обитающих в воздухе, и зелёных и чёрных, живущих на земле. В мифологиях других самодийских народностей тадебцо соответствуют самадиу энцев, дямады у нганасан, одна из категорий лозы у селькупов, пензют у камасинцев.

00-00-000-000.jpg

См. также:

Низшая мифология

Лозы

Литература

  • Одноимённая статья в MNME

Е. А. Хелимский