Тайцзи: различия между версиями
м |
м (Замена текста — «|ссылка=Special:FilePath/00-00-000-000.jpg» на «») |
||
Строка 9: | Строка 9: | ||
В своём графическом выражении понятие тайцзи широко распространилось в народных верованиях и мифологии, где самостоятельно либо чаще вместе с восемью триграммами стало частью картин-талисманов, оберегающих людей от нечистой силы. Очень часты изображения символов тайцзи вместе с фигурами мифических персонажей или животных; они встречаются в орнаменте тканей и одежды, а также на монетах. Понятие и эмблема тайцзи проникли также и в соседние страны Дальнего Востока, в особенности в Японию (тайкёку). | В своём графическом выражении понятие тайцзи широко распространилось в народных верованиях и мифологии, где самостоятельно либо чаще вместе с восемью триграммами стало частью картин-талисманов, оберегающих людей от нечистой силы. Очень часты изображения символов тайцзи вместе с фигурами мифических персонажей или животных; они встречаются в орнаменте тканей и одежды, а также на монетах. Понятие и эмблема тайцзи проникли также и в соседние страны Дальнего Востока, в особенности в Японию (тайкёку). | ||
− | | width="200px" valign="top" align="left" bgcolor="#F5F5F5" |[[Файл:00-00-000-000.jpg|2px | + | | width="200px" valign="top" align="left" bgcolor="#F5F5F5" |[[Файл:00-00-000-000.jpg|2px]] |
См. также: | См. также: |
Текущая версия на 03:46, 6 июня 2023
В китайской космологии, мифологии и натурфилософии одно из основополагающих понятий. В космологических представлениях 2-й половины I-го тыс. до н. э. тайцзи выступает в качестве исходной точки возникновения тьмы вещей, всей вселенной. В «Сицы-чжуань»[1] говорится: «Тайцзи рождает две (элементарные) формы (силы инь и ян), которые рождают четыре (вторичные) формы (сильное и слабое инь, сильное и слабое ян), порождающие восемь гуа (небо, пар, огонь, гром, ветер, вода, гора, земля)». Комментарии, написанные в III и VII вв. н. э., поясняют, что тайцзи рождает две элементарные формы, ибо бытие непременно начинается в небытии. Тайцзи существовал до разделения неба и земли, когда первоначальная жизненная энергия (эфир) находилась в смешанном (хаотичном) состоянии и была единой, то есть являлась «великим началом», «великим единством (Тай-и)». Отождествление тайцзи с Тай-и, с одним из высших божеств, объектом поклонения и жертвоприношений в древнем, а затем в танском (VIII в. н. э.) Китае непосредственно связывает тайцзи с мифологией. Дальнейшее развитие концепция тайцзи получила в средние века у сунских неоконфуцианцев, особенно у Чжоу Дунь-и (1017-73), Шао Юна (1011—1077), Лу Цзю-юаня (1139-93) и Чжу Си (1130—1200). Интерпретация и изложение Чжу Си понятия тайцзи завершили его разработку. Независимо от возникновения при этом полярного расхождения между материалистической или близкой к таковой трактовкой «И цзина» у Чжоу Дунь-и и идеалистической у Чжу Си в обоих направлениях тайцзи является праначалом космогонического процесса, создавшего всю вселенную, включая человека. В своём графическом выражении понятие тайцзи широко распространилось в народных верованиях и мифологии, где самостоятельно либо чаще вместе с восемью триграммами стало частью картин-талисманов, оберегающих людей от нечистой силы. Очень часты изображения символов тайцзи вместе с фигурами мифических персонажей или животных; они встречаются в орнаменте тканей и одежды, а также на монетах. Понятие и эмблема тайцзи проникли также и в соседние страны Дальнего Востока, в особенности в Японию (тайкёку). |
См. также: |
Литература
- Кучера С. Одноимённая статья в MNME
- «И цзин» («Каноническая книга перемен»), в серии: Шисань цзин чжу-шу, т. 2, Пекин, 1957, с. 388-89 < MNME
- Алексеев В. М., Китайская народная картина, М., 1966 < MNME
- Сычёв Л. П., Сычёв В. Л., Китайский костюм. Символика. История. Трактовка в литературе и искусстве, М., 1975 < MNME
- Юань Кэ. Мифы древнего Китая, М., 1965 < MNME
- Werner E. T. С., Myths and legends of China, L., 1924, p. 83-92, 136-38, 142-44 < MNME
- его же, A dictionary of Chinese mythology, Portland, 1977 < MNME
- Williams C. A. S., Outlines of Chinese symbolism and art motives, Shanghai, 1941 < MNME
Примечания
- ↑ «Приложенные изречения. Комментарий [к „И цзину“]», V—III вв. до н. э.