Цзю тянь: различия между версиями
м |
м (Замена текста — «|ссылка=Special:FilePath/00-00-000-000.jpg» на «») |
||
Строка 4: | Строка 4: | ||
:ххх | :ххх | ||
Основные значения: | Основные значения: | ||
− | | width="200px" valign="top" align="left" bgcolor="#F5F5F5" |[[Файл:00-00-000-000.jpg|200px | + | | width="200px" valign="top" align="left" bgcolor="#F5F5F5" |[[Файл:00-00-000-000.jpg|200px]] |
==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">См. также:</font></div>== | ==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">См. также:</font></div>== | ||
:[[Китайская мифология]] | :[[Китайская мифология]] |
Текущая версия на 17:31, 1 июля 2023
Основные значения: |
|
- «девять небес»
В китайской космогонии и мифологии девять небесных сфер, расположенных друг над другом и составляющих небо. Одновременно с представлением об этой вертикальной модели неба существовало представление о горизонтальной модели, по которой Цзю тянь — это девять частей неба, разделённого согласно 8 направлениям (стороны света+северо-восток, северо-запад, юго-восток, юго-запад и центр), именуемые также цзю е («девять полей»), каждое из которых имеет своё направление:
- центральное — цзюнь тянь («ровное небо»),
- восточное — цан тянь («синее небо»),
- северное — сюань тянь ["черное" (с красноватым отливом) небо"],
- южное — янь тянь («огненное небо») и т. п.
Согласно древним космогоническим представлениям, Цзю тянь соответствовало на земле цзю чжоу — 9 областей, на которые ещё в древности был разделён Китай (по преданию, мифическим Юем). По средневековым даосским представлениям, каждая из сфер имеет ворота, охраняемые тиграми и барсами, а также привратником небесного государя (Ди-хунь). В нижней сфере — ворота Чанхэ, где проходит граница земного и небесного миров. Через них на землю спускается, например, злой западный ветер; через них можно войти на небо и начать восхождение на небеса. На следующей сфере находится дворец Цзывэйгун (Цзы-вэй — название одного из созвездий), в нём обитает небесный государь Тянь-ди (он же верховный государь Шан-ди).
Существовало также представление о Цзю тянь чжэнь-ване («подлинный царь девяти небес»), который именовался также Юань-ши тянь-ван, он будто бы появился в период изначального хаоса, когда после отделения Темноты и Света (см. Инь и ян) родилось 9 «дыханий», каждое из них отстояло от другого на 99 990 лет. Чистые «дыхания» поднялись вверх, а нечистые распространились внизу, затем 9 «дыханий» сгустились и образовали Цзю тянь, которыми и стал править Цзю тянь чжэнь-ван.
Лит.:
- Maspero Н., Le Taoпsme et les religions chinoises, P., 1971.
- [Б. Л. Рифтин MNME ]