Швинторог: различия между версиями
м |
м (Замена текста — «|ссылка=Special:FilePath/00-00-000-000.jpg» на «») |
||
Строка 4: | Строка 4: | ||
:х́ | :х́ | ||
Основные значения: | Основные значения: | ||
− | | width="200px" valign="top" align="left" bgcolor="#F5F5F5" |[[Изображение:00-00-000-000.jpg|2px | + | | width="200px" valign="top" align="left" bgcolor="#F5F5F5" |[[Изображение:00-00-000-000.jpg|2px]] |
См. также: | См. также: |
Текущая версия на 00:19, 19 июля 2023
Основные значения: |
См. также: |
- Швинторо́г
В литовской мифологии и легендарной истории культурный герой, князь, основатель особой погребальной традиции. Согласно русским летописям и «Хронике» М. Стрыйковского, Швинторог стал править в 13 в. по смерти отца Утенуса в Великом княжестве Литовском, Жемайтском и Русском. Перед смертью он попросил своего сына Скирмонта сжечь его на мысу, где река Вильня (Вильна) впадает в Велью (Вилию), в долине, называемой с тех пор Швинтороговой (Swintoroh и др. от литов. sveсtas, «священный», и rгgas, «рог, мыс, нос»). Так должны были хоронить и других литовских князей. Скирмонт приказывает срубить лес в долине и вместе со своими жрецами приносит в жертву богам домашних животных. На большом костре сжигают Швинторог с его оружием, конём, соколом, охотничьими собаками, любимым слугой. В костёр бросают рысьи и медвежьи когти, чтобы Швинторог смог в судный день подняться на крутую гору, на которой будет восседать бог. Предание о Швинторог служит связующим звеном между мифологизированной историей Литвы и её князей, потомков легендарного римлянина Палемона (родственник Нерона, который со своими спутниками прибыл к устью Немана и дал начало родословию литовских князей; ср. связь трупосожжения в легендах о Швинтороге с языческой римской традицией), и предысторией, где впервые выступают князья с бесспорно литовскими именами, а со Скирмонтом связываются уже реальные исторические события. Возможно, что источником имени Швинторог было название места впадения Вильни в Велью (ср. литов. топоним Sventrгgis и т. п.). В Швинтороговой долине горел вечный огонь и находилось капище Перкунаса, атрибутом которого был рог (ср. рогатого Перкунаса, его рогатый скот, топонимы типа Perkunragis, «рог Перкунаса», и т. п.). Есть основания предположить связь Швинторога, как основателя земной традиции, внизу (в долине) и Перкунаса вверху (на горе или на небе), уподобление Швинторога Перкунасу или служение громовержцу. Сокол, конь и собака, сожжённые вместе с Швинторогом, по-видимому, — классификаторы трёх зон космоса (небо — земля — преисподняя), которые стали доступны Швинторогу после смерти.
Лит.: Топоров В. Н., Vilnius, Wilno, Вильна: город и миф, в кн.: Балто-славянские этноязыковые контакты, М., 1980.
- [В. В. Иванов, В. Н. Топоров MNME ]