Земля: различия между версиями
м |
м (Замена текста — «|ссылка=Special:FilePath/00-00-000-000.jpg» на «») |
||
Строка 46: | Строка 46: | ||
часто изображалась в виде животного, живущего в почве и хоронящего себя в земляном царстве. например, жаба или лягушка. | часто изображалась в виде животного, живущего в почве и хоронящего себя в земляном царстве. например, жаба или лягушка. | ||
− | | width="200px" valign="top" align="left" bgcolor="#F5F5F5" |[[Файл:00-00-000-000.jpg|2px | + | | width="200px" valign="top" align="left" bgcolor="#F5F5F5" |[[Файл:00-00-000-000.jpg|2px]] См. также: |
:[[Стихии и элементы|Стихии]] | :[[Стихии и элементы|Стихии]] | ||
:[[Землетрясение]] | :[[Землетрясение]] |
Текущая версия на 19:43, 4 июня 2023
Один из первоэлементов, планета, место покоя. Одна из основных (наряду с водой, огнем, воздухом) стихий мироздания; центральная часть трехчастной вселенной (небо — земля — преисподняя), населенная людьми и животными; символ женского плодоносящего начала и материнства. Наряду с огнём, воздухом и водой одна из основных стихий мироздания. Значительная часть сюжетов с участием обожествлённой земли содержится в космогонических мифах, рассказывающих о первоначальной божественной паре — небе и земли, союз которых послужил началом жизни во вселенной и от которого произошли остальные боги. Персонифицированная в образе богини — супруги неба, земля фигурирует в мифологиях почти всех народов, исключая разве что египетскую (гелиопольский миф о сотворении мира). Иногда небо и земля сами являются порождением предшествующего поколения богов. Часто их существование предвечно — в виде яйца мирового, разбивание которого (отделение неба от земли) представляет собой создание космоса[1]. В некоторых мифологиях земля создаётся благодаря расчленению (принесению в жертву) докосмического существа (аккад. Тиамат, др.-инд. Пуруша, сканд. Имир, кит. Пань-гу), тело которого даёт начало всем стихиям. Широко распространено также представление о возникновении земли из вод мирового океана, откуда её вылавливает тот или иной мифологический персонаж (сканд. Тор, др.-инд. Праджапати, полинез. Мауи и др.). В мифах американских индейцев и некоторых сибирских народов часто землю из воды вылавливает водяная птица-ныряльщик. В греческой мифологии возникшая из хаоса земля (Гея) создаёт из себя небо (Уран), от их брака происходят титаны. Вещественными символами союза неба и земли в архаических космологиях являются дождь, дающий жизнь растениям и животным, а также молния и удар метеорита. Место удара молнии обычно считалось священным. От молнии, то есть от брака неба и земли, рождаются люди, отмеченные особыми дарованиями. В некоторых культурах родившимися от соития неба и земли (проявляющегося в ударе молнии, пролитии дождя или падении метеорита) считаются грибы, которые тем самым сакрализуются. Земля — не только супруга неба, участвующая в создании космоса, но и плодородная земля, почва, а также недра, часто соотносимые с преисподней. Естественно, что олицетворение земли как стихии плодородия возникает лишь у земледельческих народов. У охотничьих племён можно встретить представления о земле как о неприкосновенном природном существе, которое запрещается ранить мотыгой или плугом (сев.-амер. индейцы). У земледельческих народов, напротив, распространена эротическая символика земли: посев отождествляется с оплодотворением, плуг — с фаллосом, и т. п. В качестве божества плодородия земля также иногда представляется женой неба, но может иметь мужем солнце или какого-либо другого бога. Иногда указанные функции совмещены в образе одной богини, обычно выступающей в роли женского производящего начала вселенной — богини-матери. Таковы малоазийская Кибела, Тепев древних майя, др.-слав. «Мать сыра земля», культ которой впоследствии слился с культом богородицы, и др. Порой функции эти разделяются между несколькими божествами, каждое из которых является ипостасью обожествлённой земли (Нинхурсаг и Нинсун в шумерской мифологии, римские Теллус, Опой и Дива Ангерона). При делении космоса на небо, землю и преисподнюю земля (средняя зона) рассматривается как место обитания людей, для которых тем самым перемещение в другую зону обязательно оказывается путешествием вверх или вниз (ср. разделение шаманов в некоторых сибирских традициях на «чёрных», способных спускаться вниз, в преисподнюю, к злым духам, и «белых», поднимающихся наверх, на небеса к добрым духам). Положение земли, окружённой мировым океаном, оказывается срединным и для горизонтальной проекции космоса. Воспринимаемая как центр космоса (ср., напр., срединный столб земли в японском мифе об Идзанаки и Идзанами), земля характеризуется максимальной сакрализованностью и чистотой, поскольку центр рассматривался как священный эмбрион вселенной, своеобразный космос в космосе. Отсюда существовавшее в античной мифологии отождествление земли с Гестией, богиней священного очага, расположенного в середине мира. Геоцентрическая концепция, господствовавшая в архаических культурах, является, видимо, источником повсеместных представлений о том, что умерший должен быть похоронен в родной земле, или при погребении должна быть использована хотя бы горсть её. Земля используемая в ритуале погребения, есть священная земля, замкнутая в определённых и всегда сакрализованных границах (ср. христианские представления об освящённой и неосвящённой земле). Противоположным результатом этих же представлений был зороастрийский запрет хоронить покойников в земле, потому что труп оскверняет её чистоту. Во всех мифологических системах присутствуют представления о связи земли с разнообразными хтоническими чудовищами и докосмическими существами, и о её близости к первозданному хаосу. В индоевропейской мифологии противник громовержца (устроителя космоса) чаще всего является порождением земли. «Священное бракосочетание» (Hieros gamos) между небом и землей — объект множества архаических мифов и обычаев, в особенности в культах плодородия и в мистериях, связанных с богиней Деметрой.
|
См. также:
|
Древний Восток
В шумерской мифологии мать-земля Нинхурсаг и небо Ан суть прародители вселенной, однако в пантеоне присутствует ещё и богиня земных недр Нинсун.
Египет
др.-егип. (гелиопольский) миф о сотворении мира, в котором землю олицетворяет бог Геб, супруг Нут (неба), женского божества
Античность
Тифон, сын Геи и враг Зевса.
Римская мать-земля (Теллус) почиталась одновременно с Опой, богиней плодородия почвы и супругой Сатурна, а божеством земных недр, подземного мира была «мать ларов», «немая богиня» Дива Ангерона.
У Гесиода родила Небо, а потом, будучи оплодотворенной Небом, произвела на свет все, что живет.
В античных учениях об аналогии земле соответствуют меланхолический темперамент, «черная желчь», сезон осени, и часть тела — селезенка.
В античности «священная богиня Теллус, плоды приносящая», изображалась с рогом изобилия в руке, а в многократно воспроизводимых текстах «Античной медицины» к ней обращена мольба предоставить растения, содержащие целительные силы, для страдающего человечества. В средние века «языческий» текст, начинающийся словами «Dea sancta Tellus» («Священная богиня Теллус»), которые были исправлены на «Deo Sancto» («Святый Боже»), вообще по сути не изменился.
С этой же идеей (Кабинер Раздумья масонов) связаны и Хтонические мистерии, справляемые в честь богини Генес Хтонии — ночной Земли.
Согласно орфической традиции, землю оплодотворяет животворящий дух, нисходящий в виде эфира и воды.
В древнегреческом мифе Земля-Матья-Гея была оплодотворена богом Ураном (Небо), и среди своих детей в последующем времени получила Деметру — богиню урожая. Позднее в других мифах, Деметра трансформировалась в Кибелу. Пахота, сев и жатва в поэтическом воображении той эпохи получили тесную связь с женским телом, его оплодотворением, созреванием плода и последующим рождением, а плуг, естественно, получил фаллическое толкование. «Деметра /… / делила свои любовь и ложе с Язоном на ниве, трижды вспаханной» («Одиссея» Гомера).
Северная традиция
У кельтов Земля — символ тленного тела, в противовес соли — символу бессмертного духа. Земля была поставлена на груди умерших.
Славяне
В космогонических мифах земная твердь возникла как результат первого акта творения мира: из добытой со дна моря горстки земли. Бог создал сначала малый клочок суши, а затем (при содействии своего антагониста) раздвинул ее, сотворив земной простор. Согласно популярным славянским поверьям, земля — это плоская твердь, окруженная водой и накрытая сверху небесным куполом. Представления о зооморфных существах (гигантской рыбине или нескольких мифических рыбах, змее, черепахе и т. п.), удерживающих на себе землю, характерны для мифологии восточных и особенно южных славян; реже встречаются в западнославянских верованиях. В болгарских и сербских космогонических поверьях землю удерживают на своих рогах бык или буйвол; она покоится на теле змеи, лежащей на спине вола, который в свою очередь стоит на гигантской рыбе, и вся эта пирамида держится на огромной черепахе. Более редкими являются мотивы, согласно которым земля располагается на ветвях деревьев или на столбе.
Признаки персонификации земли могут быть отмечены в таких народных верованиях, согласно которым она ведет себя как живое существо: спит, болеет, беременеет, родит, стонет, плачет, гневается на людей за их грехи. Универсальная для всех славянских традиций женская символика земли раскрывается через метафору материнства и плодовитости (способности приносить урожай). Белорусы считали, что принимая в себя семена, земля «беременеет» и дает новый урожай, что она всеобщая Мать и кормилица: живых питает, а мертвых к себе принимает. Известное в русских фольклорных текстах и фразеологии выражение Мать-сыра земля обозначает оплодотворенную небесной влагой плодородную землю. Соответственно, пересохшая и бесплодная земля предстает в духовных стихах в образе «вдовы». Архаические представления о небе и земле как супружеской паре сохранились в таких заклинательных формулах, как: «Ты Небо — отец, ты Земля — мать!» или в загадках о земле и небе типа: «Мать — низко, отец — высоко» (пол.). По болгарским верованиям, от брака неба и земли родился месяц. Мотив материнства в поверьях о земле имеет отношение не только к космическому образу универсального плодоносящего начала, но и к реальной матери конкретного человека. Это проявляется в запретах бить землю, мотивированных опасением оскорбить свою умершую мать. Почитание земли как «матери» способствовало сближению этого круга представлений с образом Богородицы (у сербов земля называлась «Земля-Богоматерь»). Считалось, что матерная брань оскорбляет всех трех «матерей» человека: его родную мать, сырую землю и Богородицу.
В славянских верованиях емля наделяется признаками святости и ритуальной чистоты; в молитвах и заговорах к ней обращались с теми же просьбами, что и к божественным силам: «Помилуй, спаси и сохрани, святая земля и Божая мати!» (полес.). О грешном человеке говорили, что он недостоин того, чтобы «земля святая его на себе носила». По широко известным представлениям, земля не принимает в себя тела «нечистых» покойников; погребение их в земле нарушает погодное равновесие и общий миропорядок; тела таких мертвецов остаются в земле нетленными или земля сама «выбрасывает» их на поверхность.
Как высший нравственный авторитет и символ праведности земля часто использовалась в народных правовых обычаях, присягах и клятвах. Польская поговорка гласит: «Правда из земли вырастает». У русских при межевых спорах люди, доказывающие свою правоту, клали себе на голову ком земли или кусок дерна; случаи клятвы с землей на голове упоминаются в слав, исторических свидетельствах XI в. В Череповецком уезде при земельных конфликтах крестьяне, произнося клятву, брали щепотку земли в рот или клали ее на голову, на спину, за пазуху; оспаривая свое право на покос, люди клали вырезанный из земли дерн себе на голову и говорили, что если они свидетельствуют ложно, то пусть «сама Мать-сыра земля прикроет их навеки» (рус. рязан.). Аналогичные обычаи известны также у сербов, болгар и македонцев: каждого, кто прилюдно давал свидетельские показания в спорных делах, болгары вынуждали держать в руках землю как доказательство правдивости сказанного.
Обычай исповедоваться земле отмечался у новгородских еретиков-стригольников, что фиксировалось в источниках XIV в., и сохранялся у старообрядцев вплоть до XIX в. В сербской традиции односельчане вынуждали женщину, уличенную в занятиях колдовством, покаяться в грехах земле. Большую популярность имел у славян обычай целовать землю в разных ритуальных ситуациях: например, при первой вспашке земли или при первом севе; в обычаях примирения или испрашивания прощения; при произнесении клятвы, присяги или молитвы. В Орловской губ. при первом громе бабы крестились и целовали землю. В конце жатвы принято было благодарить землю за урожай и целовать ее: ср. болгарскую поговорку: «Целуешь горсть земли — значит, целуешь хлеб».
Представления о земле как месте обитания человека тесно связаны с понятием своего рода и Родины. Переселенцы перед отъездом в чужую землю брали с собой горсть родной земли, чтобы прижиться на новом месте; так же поступали паломники и богомольцы, надолго покидавшие родные края, чтобы в случае смерти насыпать в глаза умершему или на его могилу «родной землицы». Святость родной земли определялась тем, что она «своя» и тем, что в ней похоронены родовые предки, родители. «Родительская» земля, взятая со своего двора или с могил родственников, считалась священной и способной защитить от бед. Соответственно, в заговорах все болезни, зло и несчастья отсылались «в чужую землю» (то есть в «пустую», «далекую», «черную», «девятую», «немецкую» землю).
Мотивы святости земли сосуществуют в народной культуре с представлениями о том, что если небо принадлежит сфере божественного, то земля — сфере дьявола (см. Бог).
С землей как границей между человеческим и хтоническим мирами связана народная фразеология, обозначающая приближение смерти: «он уже землей пахнет» — говорили о безнадежно больном, или «земляное дитя» — о ребенке, который долго не проживет (в.-слав.). Болгары тоже говорили о смертельно больном, что он «пахнет землей». В польских снотолкованиях вспаханная пашня или засохшая, потрескавшаяся земля были предвестием смерти.
От молнии, то есть от брака неба и земли, рождаются люди, отмеченные особыми дарованиями, — таково славянское предание о рождении волхвов.
Финно-угры
Представления о беременности земли у чувашей.
Маан-Эмо в финно-угорской мифологии — выступает женой неба.
Сибирь
Алтайские народы: Земля-Мать порождает Дерево-Мать, давая ему семя, а то дает жизнь семье, человеку.
Китай
В Древнем Китае земле соответствуют — средина, число «два», краска желтая, из домашних животных -.крупный рогатый скот и сладкий вкус.
В древнекитайской картине мира земля — квадрат, уподобленный четырехугольному кузову колесницы, над которым простирается кругообразный балдахин небес. Пара «земля и небо» (тянь-цзы) символизирует весь космос.
В Китае Земля — это женское начало, инь, символизируемое квадратом, желтым цветом и тигром.
Квадратную Землю символизируют гексаграмма Куэн (дополняющая собой Хьен, Небо), понятия пассивности, чувствительности, мягкости, самопожертвования — эти качества присущи в основном женщинам,— а также восприятия, энергии, развития, согласия и дипломатии.
Земля (ту или ди), инь, является одной из пяти стихий, или сил изменения, и соответствует центру, желтому цвету, числу два, сладкому вкусу, посевному просу, быку, безволосым животным (главнейший из которых — человек).
Выражение Небо и Земля означает весь мир. Астрономы обозначают термином ветвь земли (ди-жи) двенадцать знаков цикла, изображаемых в виде круга, в отличие от стволов неба (тян-ган), знаков двоичного цикла.
Северная Америка
В мифах индейцев-навахо земля выступает женой солнца.
У американских индейцев Земля — это Мать, Убежище Земли — центр мира, космический центр. Круглый пол означает Землю, сводчатая крыша — Небеса, а четыре столба -это звезды и четыре стороны света.
Австралия и Океания
В австралийской мифологии, у мункан тотемные предки. Имеется много мифов об образовании тотемических центров после их ухода под землю. Уходу под землю часто предшествуют ссоры и драки между пульвайя с нанесением друг другу увечий и смертельных ран… Некоторые обстоятельства жизни пульвайя объясняют особенности этих животных (многие из черт физического облика животных мотивируются увечьями, которые были нанесены им тотемными предками еще в стародавние времена).
На севере известна старуха-мать (фигурирует под именами Кунапипи, Клиарин-клиари, Кадьяри и т. д.) — матриархальная прародительница, символизирующая плодовитую рождающую землю и связанный с ней (и с плодовитостью, размножением) образ змея-радуги…
В некоторых мифах змей-радуга сопровождает большую мать в ее странствиях. У муринбата радужный змей под именем Кунмангур сам выступает предком, отцом отца одной и отцом матери другой «половины» племени. Он делает всех людей и продолжает следить за ними. Сын Кунмангура насилует своих сестер, а затем смертельно ранит отца. Кунмангур странствует в поисках тихого места, где бы он мог исцелиться. В отчаянии он собирает весь огонь, принадлежавший людям, и, бросая в море, тушит его. Другой мифический персонаж вновь добывает огонь (идея обновления). Мифы о радужном змее и матерях-прародительницах тесно связаны со сложной обрядовой мистерией, устраиваемой до начала дождливого сезона в честь матери-земли Кунапипи, воплощающей плодородие.
Великий отец Бунджиль у племени кулин рисуется старым племенным вождем, женатым на двух представительницах тотема черных лебедей. Само имя его означает «клинохвостый орел» и одновременно служит обозначением одной из двух фратрий (вторая Ваанг, то есть ворон). Бунджиль изображается создателем земли, деревьев и людей. Он согревает своими руками солнце, солнце согревает землю, из земли выходят люди и начинают танцевать ритуальный танец корробори. Таким образом, в Бунджиле преобладают черты фратриального предка — демиурга — культурного героя.
Иногда небо и земля сами являются порождением предшествующего поколения богов: так, в гелиопольском мифе они — внуки Атума, в мифологии маори (Ранги и Папа) — дети По (ночи) и Ао (света) и внуки Веу (корешка).
Маори — низменная природа, соотн с женщиной…
Иран
Зороастрийский запрет хоронить покойников в земле, чистоту которой труп оскверняет.
Индуизм
Шиваизм — земля охваченная пламенем — символ человеческого сердца, очищающегося огнем и разрушением.
Библия / Ветхий Завет
«Где был ты, когда Я полагал основания земли? Скажи, если знаешь, Кто положил меру ей, если знаешь? Или кто протягивал по ней вервь? На чем утверждены основания ее, или кто положил краеугольный камень ее» — Иов 38:4—6.
«Так говорит Господь: /… / а земля — подножие ног Моих» — Исайя 66:1.
«Род проходит, и род приходит, а земля пребывает во веки» — Екклезиаст 1: 4.
«Все идет в одно место; все произошло из праха, и все возвратится в прах» — Екклезиаст 3: 20.
«.. Если в вашем сердце вы имеете горькую зависть и сварливость, то не хвалитесь и не лгите на истину: это не есть мудрость, нисходящая свыше, но земная, бесовская» — Иаков 3: 14-15.
«И создал Господь Бог человека из праха земного» — Бытие 2: 7.
«Исполняйте постановления Мои, и храните законы Мои, и исполняйте их, и будете жить спокойно на земле. И будет земля давать плод свой, и будете есть досыта, и будете жить спокойно на ней» (Левит 25: 18-19).
«В начале сотворил Бог небо и землю» (Бытие 1: 1). «И сказал: наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь…» (Иов 1: 21)
Христианство
Земля, порождающая деревья и травы и дающая человеку жилище, часто используется в качестве символа Церкви, которая питает человека духовной верой и предлагает ему убежище. Таким образом, земной шар, на котором воздвигнут крест, иногда передает это символическое значение.
Св. Хильдегард Бингенская (1098—1179) воспроизводит в своем сочинении «О делах Божьих» специфическую символику:
«Жизнетворная земля — се есть церковь. Она порождает чрез учение апостолов плод справедливости, как оная в начале предстала приспешникам своим. Равно как и в своей зеленой жизненной свежести истинной веры должны они предстать овощем, выросшем из семени слова Божия. И плодоносящими древами должны они быть от закона Божия, ибо в семенах сих ни распутства, ни прелюбодеяния нет, но чтобы в истинных обстоятельствах детей производить быть стало».
В средневековых текстах материал, послуживший для создания Адама, называется limus, что переводится как глина или клей. Хильдегард Бингенская рассказывает, как жидкая глина огнем духа была переварена в плоть и кровь.
Ислам
Земля как строительный материал, сослуживший для создания праотцев человеческих, играет большую роль в исламской традиции. Аллах посылает своих ангелов на землю, чтобы они принесли ему образцы ее семи различных цветов. Она очень противится тому, чтобы выдать что-либо из своего вещества, но ангел смерти выполняет поручение, украв по-разному окрашенные образцы земли. После смерти человека земля должна восполучить то, что было у нее похищено. Аллах сотворяет только Адама, но от него происходят различные человеческие расы: белые, черные, коричневые, желтые, зеленые (индийцы оливкового цвета кожи), получерные (нубийцы) и красные («дикарские» народы).
«Женщины ваши для вас вспаханы и готовы для засева поля» (Коран).
Астрономия/логия
Зодиакальные знаки — Бык, Дева, Козерог.
Алхимия
Алхимики называют обряд подобный Кабинету Раздумья масонства испытанием Земли и поэтически представляют его в виде спуска в ад, на который намекает слово VITRIOL (состоящее из первых букв слов Visita Interiora Terrae Rectificando Invenies Occultum Lapidem, то есть: Посети недра Земли, и, очищаясь, ты найдешь сокрытый Камень).
Магия
Праматерия, отделенная от вод (Бытие 1: 9).
Гадания
В гадании по снам: землетрясение — угроза, предупреждение об опасности.
Масонство
Земля — Материнское чрево, Атанор, Философское Яйцо,— первичный элемент, место подземного зарождения, символом которого выступает Кабинет Раздумья, куда заключают кандидата при посвящении. Там, в полной изоляции, он ощутит присутствие ядра собственной индивидуальности.
Эмблематика
Земной шар, висящий в воздухе.
- Нахожусь в равновесии.
- Символ силы и мудрости Всемогущего, который установил земной шар таким образом, что его невозможно сдвинуть, хотя он ничем не закреплен.
- EMSI 22-2, с.195
- Символ силы и мудрости Всемогущего, который установил земной шар таким образом, что его невозможно сдвинуть, хотя он ничем не закреплен.
Земной шар
- Богу одному.
- Символ силы и всеведения Бога, в которых все заключается, я и ему принадлежит. Весь мир принадлежит Богу, В его руке все уголки Земли.
- EMSI 25-6, с.208
- Символ силы и всеведения Бога, в которых все заключается, я и ему принадлежит. Весь мир принадлежит Богу, В его руке все уголки Земли.
Оккультизм
Согласно космогоническим представлениям розенкрейцеров, Земля имеет центральное ядро и состоит из девяти слоев:
- минеральная Земля, соответствующая химической области физического Мира;
- Жидкий Слой — эфирная область физического Мира;
- Слой Пара, где трепещет жизнь, связанный с Миром Желания, который окружает Землю и проникает в нее;
- Водный Слой, заключающий в себе архетипические силы — прямое, физическое выражение области конкретной Мысли;
- Слой Зародышей, где находится первичный источник жизни и первичный импульс, создавший все формы Земли, соответствующий Абстрактной Мысли;
- Огненный Слой, из которого исходят чувства удовольствия, горя, симпатии и антипатии, соответствующий Жизненному Духу;
- Отражающий Слой, отражение морального состояния человечества — там обитают безнравственные силы, называемые Законами Природы,— он соответствует Миру Божественного Духа;
- Атомный Слой, наделенный необыкновенной способностью к расширению и выражающий собой Мир Девственных Умов;
- Материальное Выражение Духа Земли, тесно связанное с мозгом, сердцем, половыми органами человека и соответствующее Миру Бога;
- Центр Пребывания Духа Земли, последняя область, питающая Землю, соответствующая Абсолюту.
Ad vocem
насыщенное многими символическими смыслами понятие (родная земля, земля-кормилица, достать из-под земли, загнать кого-то в землю и т. п.).
«Земля возвращает себе все, что родила» (лат.) («Фарсалия» Лукиана).
Уйти в землю — умереть. «Да будет ему земля пухом!» лат. «Грызть землю» — не жить. Предать кого-либо земле — похоронить. «Могилой славным мужам стала сама Земля!» — «Пелопонесская война» Фукидида.
«У каждого была зашитой горсть земли польской, и раненый в бою смертельно, просил товарища, чтобы земля отчизны осталась с ним навеки» — К. Бродзиньский «Стихи, написанные в Альпах».
«Благодать тебе, земля, мать человеков, величайся в объятьях богов, преполняйся плодами, человекам ко потребе» (Эсхил, 525—456 до н. э.).
Твердо ступать по земле — значит, отбросить бесплодные и пустые мечтанья, видеть и осознавать окружающее таким, каковы они есть. Спустить кого-либо с облаков на землю — объяснить истинную ситуацию, которая воспринималась до того ложно, или не полностью. «Кто ни разу не коснулся земли, тому никогда не подняться до неба» — «Дзяды» А. Мицкевича.
Спрятаться под землю — то есть хорошо спрятаться, надежно. Хотеть провалиться сквозь землю — скажем, от стыда, — значит, стать незаметным, стушеваться. «Под землей» — конспирация, подполье, тайная деятельность.
Польская пословица: «Много ли стоит, что его Святая земля носила?» И еще одна: «Черен, как Святая земля».
Земля обетованная: земля, полная молока и меда. Святая Земля — Ханаан, Палестина.
«Весной грех землю бить — она беременна.» «Грех землю бить — она ваша мать.»
Возможным свидетельством конвергенции (взаимопроникновения) символов в словарном и речевом выражениях, может служить и то, что латинское слово «orbis» —"земной шар" (послание античных цезарей), а позже — папские энциклики начинались фразой-обращением: «Urbi et Orbi», то есть «Городу /Риму/ и Миру» стало своеобразной звуковой калькой (а возможно и смысловой?) «арбуза» (тюрк.) и «гарбуза», (украинск. Прим. пер.).
Черновые материалы
В мифах о происхождении и генеалогии человека, говорится, что его тело и кости были сотворены из земли и глины, из пыли, из камня.
Горсть земли — последнее прощание с умершим, последний ему подарок. Это очень давний обычай: бросать горсть земли на гроб, только что опущенный в могилу.
Сотворение Мира — во многих мифологиях: оплодотворенная Небом Земля рождает Жизнь.
мать и родительница металлов и прочих ископаемых, противница Воды. Земля — сокровищница жизни и добродетели. Коснувшегося земли, она наполняет новыми силами и здоровьем (Антей). В фольклоре многих народов рассказывается, что если новорожденного ребенка положить на голую землю, то он обретет способность быть удачливым и приспособленным к жизни, получит в будущем легкую смерть…
Земля — свидетель и гарант клятвы в ритуальном братстве, побратимстве. «Пусть слушает земля слова из уст моих!» — песнь Моисея. «Да провалиться мне сквозь землю, если я вру!», «Пусть земля подо мной провалится!»
Для иудеев отчизна была царством Мессии, «новой землей» (Откровение 21: 1). «Страна живущих, живых» — лат. «terra viventium» — в отличие от земли языческой, земли изгнания или от «земли забытья», то есть царства умерших (лат. «terra oblivinis»). Эмигрантам, изгнанникам, беженцам, получившим возможность возвратиться в места, где они родились, приносит духовное возрождение. Недаром тоска по Родине получила название «ностальгии» (греч. «nostos» то есть «возвращение»).
поклонялись за то, что она приносила плоды и принимала обратно в свое лоно; эта Великая Мать из мифов, стоящая у истоков всей жизни, стала символом материнства, образуя вместе с небом первую супружескую чету.
Контакт с земными силами наделяет способностью воссоздания, нового рождения (отсюда — обычай при погребении придавать телу покойника форму зародыша, чтобы Мать-Земля вторично возвратила его в мир; человеческие жертвоприношения майя в периоды засухи; символическое, частичное или полное, погребение, имеющее тот же религиозный смысл, что и погружение в воду при крещении)… Желание вернуться на родину, которое испытывает рано или поздно каждый из нас, означает подсознательную потребность в духовном возрождении, возвращении к истокам.
Сельскохозяйственные работы подобны половому акту, женщина — борозде, проведенной лемехом плуга (фаллический символ), нераспаханная земля сравнивается в Видевдат с бесплодной женщиной. Хтонический антипод Неба, символ могилы, смерти… дом всегда родной для человека. Родительница, имеющая право на суд и наказание… Источник магической энергии — катание по земле… Целование цемли для закрепления клятвы. Есть землю — покорность и терпение, иногда искренность. Горсть земли как памятка о паломничестве, родной земле… горсть с родной усадьбы возили с собой, первой бросали на гроб. Женское пассивное начало нуждающееся для плодоношения в оплодотворении (царем, жрецом и т. д.) Во многих древних картинах мира земля воплощается в образе богини-матери (греч. Гея, лат. Теллус, герм. Нертус, полинезийск. Папа), реже — в образе земли-мужчины (египетск. Геб).
Во многих случаях отмечается, что по всем четырем углам земли стоят опоры или деревья, охраняемые сверхъестественными стражами, как, например, у майя на Юкатане — четыре сейбы, или капоковых (хлопковых), дерева, а в священной средине — ось мира (axis mundi) или мировое древо; четыре мировых предела (страны света) (соответственно пять, если средина выступает как самостоятельное священное место) соотносится с определенными красками (см. Цвета).
Структура храма свидетельствует об усилиях воспроизвести идеализированное устройство земли в соответствии с определенными архитектурными представлениями.
Глинистая земля известна по многим мифам творения как материал для сотворения людей божествами, например в Древнем Египте — материал для бога с головой барана, Хнума; в вавилонском эпосе о Гильгамеше богиня Аруру создает первого человека по лучшим образцам гончарного искусства раннего периода.
Соединение материнского начала земли с живительной водой — грязь, согласно Писанию, является первичной материей, которую использовал Бог для создания людей и животных.
Литература
- Рабинович Е. Г. Одноимённая статья в MNME
- Комарович В. Л., Культ рода и земли в княжеской среде, в сб.: Труды Отдела древнерусской литературы, т. 16, М. — Л., 1960 < MNME
- Мелетинский Е. М., Поэтика мифа, М., 1976 < MNME
- Altheim F., Terra mater, Giessen, 1931 < MNME
- Long Сh. H., Alpha; the myths of creation, N. Y., 1969 < MNME
- Виноградова Л. Н. Одноимённая статья в SMES
- Толстой Н. И. Покаяние земле// Русская речь. 1988. № 5. С. 132—139 < SMES
- Соболев А. Н. Обряд прощания с землей перед исповедью, заговоры и духовные стихи. Владимир, 1914 < SMES
- Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян на природу. М., 1994. Т. 1. С. 114—150 < SMES
- Булашев Г. О. Украинский народ в своих легендах и религиозных воззрениях и верованиях. Вып. 1. Космогонические украинские народные воззрения и верования. Киев, 1909. С. 329—337 < SMES
Иллюстрации
- Бог Хнум с головой барана ваяет людей из цветной глины на гончарном круге. Египетский рельеф.
Примечания и комментарии
- ↑ Нпр., «Чхандогья-упанишада» III 19, 1-2; Законы Ману I 12-13.