Дедал: различия между версиями
м |
м (Замена текста — «Категория:Греческая мифология» на «Категория:греция») |
||
Строка 25: | Строка 25: | ||
[Мифы народов мира. Энциклопедия: Дедал, С. 3 и далее. Мифы народов мира, С. 2340 (ср. Мифы народов мира. Энциклопедия, С. 364 Словарь)] | [Мифы народов мира. Энциклопедия: Дедал, С. 3 и далее. Мифы народов мира, С. 2340 (ср. Мифы народов мира. Энциклопедия, С. 364 Словарь)] | ||
− | [[Категория: | + | [[Категория:греция]] |
Текущая версия на 14:17, 9 июня 2023
Легендарный греческий умелец, обладавший великолепным мастерством.
Для Пасифаи, жены Миноса, он построил пустотелую корову, в которой та скрывалась, чтобы удовлетворять свою страсть к быку.
Построил лабиринт, ставший обиталищем для рожденного Пасифаей Минотавра.
Заточенный царем на острове Крит, соорудил крылья, чтобы со своим сыном Икаром улететь из плена.
МНМ
- Дедал (греч.) Daidalos
В греческой мифологии внук афинского царя Эрехфея и сын Метиона (Plat. Jon. 533 а), по другой версии, сын Эвпалма и внук Метиона (Apollod. III 15, 8). Изобретатель столярных инструментов и мастерства, искуснейший архитектор и скульптор (Д.- букв. «искусный»). Он жил в Афинах, откуда ему пришлось бежать после того, как он сбросил с акрополя своего ученика и племянника Талоса (у Гигина — имя племянника Пердикс; Hyg. Fab. 39), чьё мастерство вызывало зависть Д. Признанный виновным в ареопаге, Д. после осуждения бежал на Крит к царю Миносу (Apollod. III 15, 9). На Крите Д. построил по поручению Миноса лабиринт для чудовищного Минотавра, рождённого женой Миноса Пасифаей от быка. Ариадне он устроил площадку для плясок (Hom. Il. XVIII 590 след.). Д. помог Ариадне освободить из лабиринта Тесея: найти выход с помощью клубка ниток (Verg. Aen. VI 27-30). Узнав о его пособничестве бегству Тесея и его спутников, Минос заключил Д. вместе с сыном Икаром в лабиринт, откуда их освободила Пасифая (Hyg. Fab. 40). Сделав крылья (склеив перья воском), Д. вместе с сыном улетели с острова. Икар, поднявшись слишком высоко, упал в море, так как солнечный жар растопил воск. Оплакав сына, Д. добрался в сицилийский город Камик к царю Кокалу (Ovid. Met. VIII 152—262). Минос, преследуя Д., прибыл ко двору Кокала и решил хитростью выманить Д. Он показал царю раковину, в которую надо было продеть нитку. Кокал попросил Д. это сделать, тот привязал нить к муравью, который, забравшись внутрь, протянул за собой нитку в спираль раковины. Минос догадался, что Д. находится у Кокала, и потребовал выдать мастера. Кокал пообещал это сделать, но предложил Миносу искупаться в ванне; там его погубили дочери Кокала, облив кипящей водой (Apollod. epit. I 13). Д. же провёл остаток жизни на Сицилии. Миф о Д. характерен для периода поздней классической мифологии, когда выдвигаются герои, утверждающие себя не силой и оружием, а находчивостью и мастерством.
Лит.: Лосев А. Ф., Античная мифология в ее историческом развитии, М., 1957, с. 206-34.
А. А. Тахо-Годи
Дошли немногие произведения античного искусства: сцены «Д. и Икар» (см. рис.), изображающие приготовления к полёту (рельефы эллинистического времени из Виллы Альбани, фреска в Помпеях и др.). В 14-15 вв. миф нашёл воплощение в книжной миниатюре (иллюстрации к Овидию) и в пластике (рельеф «Д. привязывает крылья Икару» работы учеников Донателло), позднее и в живописи получили распространение сюжеты: «падение Икара» (см. рис.) (в картинах Себастьяно дель Пьомбо, X. Хольбейна Младшего, Я. Тинторетто, П. Брейгеля Старшего, X. Боля, П. П. Рубенса и др.) и «Д. и Икар» (Джулио Романо, Д. Фети, А. ван Дейка, Ш. Лебрена и других), в пластике («Д. и Икар» A. Кановы; «Падение Икара» О. Родена). Миф нашёл отражение в поэзии (И. В. Гёте — «Фауст», ч. 2, акт 3; B. Я. Брюсов — «Д и Икар» и др.), в драматургии (драма X. Эйленберга «Икар и Д.»). Среди музыкально-драматических произведений 20 в. балеты «Полёт Икара» И. Маркевича и «Икар» Ж. Шифера, кантата П. Санкана «Легенда об Икаре».
[Мифы народов мира. Энциклопедия: Дедал, С. 3 и далее. Мифы народов мира, С. 2340 (ср. Мифы народов мира. Энциклопедия, С. 364 Словарь)]