Амазонки: различия между версиями

Материал из StudioSyndrome
Перейти к навигации Перейти к поиску
м
м
 
Строка 1: Строка 1:
[[Файл:00-02-676-000.jpg|200px| Раненная амазонка. Римская копия с греческого оригинала]] [[99-02-676-000.jpg]] [[Файл:00-02-677-000.jpg|200px| Битва греков с амазонками. Деталь росписи кратера. Ок. 460 г. до н. э.]] [[99-02-677-000.jpg]] [[Файл:00-02-678-000.jpg|200px| Битва с амазонками. Фриз храма в Бассе]] [[99-02-678-000.jpg]] [[Файл:00-00-283-000.jpg|200px| Ахилл и умирающая царица амазонок Пенфесилея. Эллинистическая роспись на вазе (фрагмент)]] [[99-00-283-000.jpg]] [[Файл:00-03-795-000.jpg|200px| ]] [[99-03-795-000.jpg]] [[Файл:00-03-796-000.jpg|200px| ]] [[99-03-796-000.jpg]] [[Файл:00-03-797-000.jpg|200px| ]] [[99-03-797-000.jpg]] [[Файл:00-03-798-000.jpg|200px| ]] [[99-03-798-000.jpg]] [[Файл:00-03-799-000.jpg|200px| ]] [[99-03-799-000.jpg]] [[Файл:00-03-800-000.jpg|200px| ]] [[99-03-800-000.jpg]] [[Файл:00-03-801-000.jpg|200px| ]] [[99-03-801-000.jpg]] [[Файл:00-03-802-000.jpg|200px| ]] [[99-03-802-000.jpg]]
+
[[Файл:00-02-676-000.jpg|200px| Раненная амазонка. Римская копия с греческого оригинала]] [[Файл:00-02-677-000.jpg|200px| Битва греков с амазонками. Деталь росписи кратера. Ок. 460 г. до н. э.]] [[Файл:00-02-678-000.jpg|200px| Битва с амазонками. Фриз храма в Бассе]] [[Файл:00-00-283-000.jpg|200px| Ахилл и умирающая царица амазонок Пенфесилея. Эллинистическая роспись на вазе (фрагмент)]] [[Файл:00-03-795-000.jpg|200px| ]] [[Файл:00-03-796-000.jpg|200px| ]] [[Файл:00-03-797-000.jpg|200px| ]] [[Файл:00-03-798-000.jpg|200px| ]] [[Файл:00-03-799-000.jpg|200px| ]] [[Файл:00-03-800-000.jpg|200px| ]] [[Файл:00-03-801-000.jpg|200px| ]] [[Файл:00-03-802-000.jpg|200px| ]]  
  
 
<small>Этимология</small>
 
<small>Этимология</small>

Текущая версия на 01:55, 10 июня 2023

Раненная амазонка. Римская копия с греческого оригинала Битва греков с амазонками. Деталь росписи кратера. Ок. 460 г. до н. э. Битва с амазонками. Фриз храма в Бассе Ахилл и умирающая царица амазонок Пенфесилея. Эллинистическая роспись на вазе (фрагмент) 00-03-795-000.jpg 00-03-796-000.jpg 00-03-797-000.jpg 00-03-798-000.jpg 00-03-799-000.jpg 00-03-800-000.jpg 00-03-801-000.jpg 00-03-802-000.jpg

Этимология

греч. амазон — безгрудая.
Название объясняется тем, что для удобства стрельбы из лука они выжигали девочкам левую грудь.
По другой версии — существовал древний культ Артемиды Эфесской, которой как символ плодородия женщины приносили в дар свою правую грудь.

Смотри также: Валькирия / Геркулес / Пенфесилея / Тесей

Легендарное сарматско-каппадокийское племя женщин-воительниц, искусных в стрельбе из лука и верховой езде. Происходят от союза Ареса и Гармонии (Apoll. Rhod. II 990—993). Они поклоняются Аресу и Артемиде, проводя время в битвах.

Символическое значение

коллективный символ агрессивной женственности — в современном языке.

Черновые материалы

Обитают:

в устье р. Т(Ф)ермодонт (Совр. Термечай) у г. Т(Ф)емискира (Сев. Каппадокия, Малая Азия) (Птолемей, Плиний)
близ р. Ирис, что ныне Иешил-Ирмак
в предгорьях Кавказа и Меотиды (Азовское море) (Aeschyl. Prom. 723—725, 416—419).

По свидетельству Диодора (Сицилийского), жили и на Западе Северной Африки, предпринимая завоевательные походы через Египет в Малую Азию.

В определенное время года вступают в браки с чужеземцами (соседними племенами) ради продолжения рода, отдавая на воспитание (убивая) мальчиков и оставляя себе девочек. Вооружены луком, боевым топором, легким щитом, сами изготовляют шлемы и одежду (Strab. XI 5, 1).

Считалось, что они обосновались в Малой Азии после того, как пришли с Кавказа. Они захватили Аттику и ее сто.чицу Афины, но были изгнаны оттуда Тесеем (Плутарх, 1:27).

вступали в связь с мужчинами соседних племен только с целью продолжения рода, калечили детей мужского пола, делали из них рабов, а сами на быстроногих лошадях, вооруженные стрелами, луками и топориками, совершали военные походы.

Амазонки были многочисленны и постепенно расселились на обширной территории от Малой Азии до Причерноморья и Южного Приуралья, где жили скифские племена. У Геродота есть интересное описание скифских амазонок, которые по его мнению, произошли от савроматов и амазонок, прибывших из Азии. Так же как их прародительницы, скифские амазонки жили обособленно от мужчин и оставляли при себе только девочек, мальчиков отдавая савроматам. Эти амазонки тоже придерживались обычая удалять грудь (но не левую, а правую), но не столь варварски, как амазонки Малой Азии. Грудь с детства натирали порошком из зеленого камня, который якобы задерживал ее рост, а затем и вовсе сводил на нет. Тот же камень амазонки использовали для изготовления священных амулетов (предохраняют от смерти, вселяют в сердце и тело мужество и дадют возможность выйти из сражения победительницами) и украшений. Добывался он будто бы в Рифейских горах. Возможно, что этим загадочным камнем мог быть уральский амазонит, и тогда его название напрямую связано с амазонками.

Амазонкам приписывали основание

Эфеса, и постройку там знаменитого храма в честь Артемиды.
Смирны

Известны многочисленные сказания о битвах с амазонками в которых они из-за своей необузданности гибнут от руки героев-мужчин:

  • Беллерофонт и фригийцы (Apollod. II 3,2; Horn. II. VI 179).
  • Геракл осадил Фемискиру и добыл пояс царицы Ипполиты (вар: Антиопы), убив её (Eur. Heraclid. 408—415).
  • Тесей взял в жены Антиопу (мать Ипполиты), после чего амазонки осадили Афины (Plut. Thes. 26-28).
  • Пенфесилея (Пентезилеи) помогала троянцам в войне и была убита Ахиллом (После чего тот скорбел, пораженный ее красотой) (Diod. II 46,5).

Существовало предание, что самая тяжелая битва Александра Македонского была именно с амазонками.

По другой версии, их царица Фалестра присоединилась со своим племенем к армии Александра, чтобы иметь от него детей.

Вероятно, мифы о борьбе амазонок с олимпийскими героями отразили элементы матриархата. Едва ли можно найти реальный базис мифа, хотя в древних племенах не было редкостью участие женщин в войне. Такие племена зачастую имели и матриархальную структуру, то есть наследовали имена и землю по материнской линии. Преувеличение такого общественного порядка (для греков — варварского и неестественного) могло привести к появлению символического образа воинственных, ненавидящих мужчин женщин. Возможно также, что речь идет об афинском мифе-предостережении от большого женского влияния в общественной жизни в Спарте, в котором скудные факты превратились в фантазию о кровожадных женщинах-воительницах.

Легенды об амазонках широко известны во всех частях света, будучи порождением местных традиций либо распространением греческой. Даже в средние века не вполне исчезает сказание об амазонках. В период возрождения классицизма они воскресают не только в поэзии, но и в убеждении, что этот народ действительно существовал и притом в Африке и Америке; от них получила свое название Амазонская река (Штрикер).

Литература

Аттический оратор Лисий (ок. 450—380 до н. э.) изображает амазонок и их судьбу таким образом:

«Повелительницы многих племен и своими действиями поработившие своих соседей, они слышали о большом авторитете Греции. Они соединились с воинствующими племенами и предприняли военный поход против Афин. Но так как они все же имели дело с боеспособными мужчинами, то их мужество было ровно настолько высоко, насколько им позволял их пол. Здесь умирали они, получая наказания за свое безрассудство, они придали нашему городу (Афинам) бессмертную славу мужества… Возжелавшие противозаконного чужого (военной славы), потеряли и причитающееся им по праву».

Нередким было выведение дев-воительниц в произведениях далеких от античности:

«Освобожденный Иерусалим» Т. Тассо

Мифы об амазонках привлекали европейских поэтов и драматургов

г.о. в 16-17 вв.
«Ипполита» — Р. Гарнье;
«Амазонки» — Лопе де Вега,
«Амазонки в Индии» — Тирсо де Молины…
в 19 в. (романтики)
«Пенфесилея» — Г. Клейста;
«Амазонки» — Ф. Грильпарцера.

Исусство

С кругом мифов об амазонках связаны многочисленные произведения античного изобразительного искусства начиная с 7 в. до н. э.

Самые замечательные греческие ваятели и живописцы (Микон) изобразили их картины битвы Амазонок, приключения Т(Ф)езея с Амазонками и пр. В этих работах амазонки представлены в идеально красивых формах женщин с обеими грудями и весьма развитыми мускулами. Особое место среди античных произведений занимали статуи амазонок (Согласно рассказу Плиния Старшего (Plin., Nat. hist. XXXIV 53 и 75), при выполнении статуй А. для храма Артемиды в Эфесе состязались четыре скульптора: Поликлет, Фидий, Кресилай и Фрадмон (другие источники называют пятым Кидона).). Ряд дошедших до нас римских копий, видимо, восходит к Поликлету, Фидию, Кресилаю и т. д.

На многочисленных греческих вазах они изображались конными или пешими, вооруженными двухлезвийными топорами — секирами и луками. Их головы нередко покрывают башлыкообразные головные узоры восточного типа — ритуальная принадлежность жриц храма Артемиды Эфесской.

Наиболее распространены сцены амазономахии или битвы амазонок и греческих героев:

  • западные метопы Парфенона;
  • метопы сокровищницы афинян в Дельфах, нач. 5 в. до н. э.;
  • рельефы фриза храма Аполлона в Бассах, 5 в. до н. э.;
  • рельефы фриза Артемисиона в Магнесии, 5-4 вв. до н. э.;
  • рельефы западного фронтона святилища Асклепия в Эпидавре, 4 в. до н. э.,
  • рельефы западного фриза Галикарнасского мавзолея, сер. 4 в. до н. э. и др.;
  • рельефы саркофагов, вазопись (амфоры Эксекия и др.).

К Т. Тассо восходят сюжеты картин

  • Я. Тинторетто,
  • Я. Пальмы Старшего,
  • Г. Рени…

В барочной живописи популярны сцены амазономахии (П. П. Рубенс).

Поле брани — это melee [фр. — скопище] воинов и лошадей. Амазонки натягивают свои луки; афинские воины, предводимые Тесеем, размахивают мечами и секирами. По другой версии, битва происходит на мосту, с которого побежденные наездники и их лошади падают вниз головой в реку.

Эмблематика

В ЭМСИ (§§ 68,91,371) амазонка приводится как:

  • одна из персонификаций Рима «… с открытыми грудями, со знаменем и Викториею, иногда со скипетром и масличною ветвью, или с рулью и лавровою ветвью в руках».(Очень редко) СЭ-371,с.64.
  • одна из многих персонификаций Добродетели: «в образе амазонки, в шлеме и копьем в руке…» СЭ-68,с.31.

Слава также изображается иногда «в виде Амазонки, сидящей на оружии и держащей шар и копье…». СЭ-91,с.34.

Библиография

  • Косвен М. О., Амазонки. История легенды, «Советская этнография», 1947, № 2-3;
  • Hennig R., Uber die voraussichtlich volkerkundlichen Grundlagen der Amazonen — Sagen und deren Vorbereitung, «Zeitschrift flir Ethnologic», 1940, Jg. 72;
  • Ninck M., Das Amazonen Problem, «SchweizerMonatshefte». 1940/41. Jg. 20.
  • Штейнер, «Ueber den Amazoneninythnsm der antiken Plastik» (Лейпц., 1857);
  • Мортман, «Die А.» (Гановер, 1862);
  • Дункер, «Geschichte des Alterthums» (4 изд., Лейпц., 1874);
  • Клугман, «Die A. in der attischen Litteratur und Kunst» (Штутгарт, 1875).
  • Штрикер, «Die A. in Sage nnd Geschicute» (Берл., 1873).

Иллюстрации

  • Ахилл и умирающая царица амазонок Пенфесилея. Эллинистическая роспись на вазе (фрагмент)

МНМ

Амазонки
Amazones

В греческой мифологии племя женщин-воительниц, происходящих от Ареса и Гармонии (Apoll. Rhod. II 990—993), обитают на реке Фермодонт у города Фемискира (Малая Азия) или в районе предгорий Кавказа и Меотиды (Азовское море) (Aeschyl. Prom. 723—725, 416—419). В определённое время года А. вступают в браки с чужеземцами (или соседними племенами) ради продолжения рода, отдавая на воспитание (или убивая) мальчиков и оставляя себе девочек. Вооружены А. луком, боевым топором, лёгким щитом, сами изготовляют шлемы и одежду (Strab. XI 5, 1). См. рис. Их имя якобы происходит от названия обычая выжигать у девочек левую грудь для более удобного владения оружием. А. поклоняются Аресу и Артемиде, проводя время в битвах. Против А. сражался Беллерофонт (Apollod. II 3,2; Hom. Il. VI 170). Геракл осадил город амазонок Фемискиру и добыл пояс их царицы Ипполиты (Eur. Heraclid. 408—415). Тесей взяв в жёны Антиопу (мать Ипполиты), после чего А. осадили Афины (Plut. Thes. 26-28). А. Пенфесилея помогала троянцам в войне и была убита Ахиллом (Diod. II 46,5). А. приписывали основание города Эфеса и постройку там знаменитого храма в честь Артемиды. В мифах об А. и их борьбе с олимпийскими героями отразились элементы матриархата.

Легенды об А. широко известны во всех частях света, являясь либо порождением местных традиций, либо распространением греческой.

Лит.: Косвен M. О., Амазонки. История легенды, «Советская этнография» 1947, No 2-3; Hennig B., Ьber die voraussichtlich vцlkerkundlichen Grundlagen der Amazonen — Sagen und deren Vorbereitung. «Zeitschrift fьr Ethnologie», 1940, Jg 72; Ninсk M., Das Amazonen Problem «Schweizer Monatshefte» 1940/41, Jg. 20.

А. А. Тахо-Годи

С кругом мифов об А. связаны многочисленные произведения античного изобразительного искусства начиная с 7 в. до н. э.: сцены амазономахии, то есть битвы между А. и греческими героями (см. рис.) [западные метопы Парфенона; метопы сокровищницы афинян в Дельфах, нач. 5 в. до н. э.; рельефы фриза храма Аполлона в Бассах (см. рис.), 5 в. до н. э.; рельефы фриза Артемисиона в Магнесии, 5-4 вв. до н. э.; рельефы западного фронтона святилища Асклепия в Эпидавре, 4 в. до н. э., рельефы западного фриза Галикарнасского мавзолея, сер. 4 в. до н. э. и др.; рельефы саркофагов, вазопись (амфоры Эксекия и др.)]. Особое место среди античных произведений занимали статуи А.; согласно рассказу Плиния Старшего (Рlin., Nat. hist. XXXIV 53 и 75), при выполнении статуй А. для храма Артемиды в Эфесе состязались четыре скульптора: Поликлет, Фидий, Кресилай и Фрадмон (другие источники называют пятым Кидона). Ряд дошедших до нас римских копий греческих оригиналов, видимо, восходит к Поликлету, Фидию, Кресилаю и т. д. В барочной живописи популярность приобретают сцены амазономахии (П. П. Рубенc).

Мифы об А. привлекали европейских поэтов и драматургов главным образом в 16-17 вв. («Ипполита» Р. Гарнье; «А.» Лопе де Вега, «А. в Индии» Тирсо де Молины и др.); в 19 в. к сюжетам об А. обратились романтики («Пенфесилея» Г. Клейста; «А.» Ф. Грильпарцера). Нередким было выведение дев-воительниц в произведениях, действие которых происходило не в античном мире, при этом заимствовались отдельные мотивы (Т. Тассо «Освобождённый Иерусалим»; к нему восходят сюжеты картин Я. Тинторетто, Я. Пальмы Старшего, Г. Рени и др.).