Минералы: различия между версиями
(в) |
м (Замена текста — «|ссылка=Special:FilePath/00-00-000-000.jpg» на «») |
||
Строка 18: | Строка 18: | ||
Немецкая романтическая традиция, тесно связанная в этом отношении с фольклорной, сохранила мифологизированный образ минералов как богатств нижнего мира. | Немецкая романтическая традиция, тесно связанная в этом отношении с фольклорной, сохранила мифологизированный образ минералов как богатств нижнего мира. | ||
− | | width="200px" valign="top" align="left" bgcolor="#F5F5F5" |[[Файл:00-00-000-000.jpg|2px | + | | width="200px" valign="top" align="left" bgcolor="#F5F5F5" |[[Файл:00-00-000-000.jpg|2px]] |
==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">См. также:</font></div>== | ==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">См. также:</font></div>== | ||
:[[Драгоценные камни]] | :[[Драгоценные камни]] |
Текущая версия на 23:55, 4 июня 2023
Роль минералов в мифопоэтических и религиозных представлениях в целом невелика. В некоторых традициях минералы более или менее отчётливо мифологизируются и приобретают большую сакральность. Особое значение имеют драгоценные и полудрагоценные камни. Редкость, эстетическая отмеченность и престижное значение минералов в известной степени объясняют их сакральность и использование в ритуалах и в моделировании тех или иных мифопоэтических объектов.
Древняя ближневосточная традиция знает многочисленные примеры, в которых минералы в виде драгоценных камней выступают в качестве мифопоэтических символов. Можно отметить существенную роль ценных камней в библейском образном строе, ср.
Ещё заметнее роль минералов в традициях Юго-Восточной Азии и Дальнего Востока и прежде всего в старом Китае, где особое место занимает нефрит. Дуалистическая концепция инь и ян отразилась и в ритуальной символике, и в собственно мифологии. Среди древнейших парных символов, с помощью которых выражались принципы инь и ян, были раковина-каури (женское начало) и нефрит (мужское начало). Нефрит широко использовался в ритуальной символике, связанной с изображениями неба и земли, олицетворяющих мужское и женское начала: ср. кольца и диски из нефрита как символ неба и т. н. цзун (квадратная пластинка с отверстием и цилиндрической палочкой, вставляемой в него), также изготавливаемый из нефрита, как символ земли. Даосские алхимические трактаты подчёркивают особое место нефрита среди минералов, сопоставимое с местом бронзы среди металлов. У конфуцианцев глава небесной иерархии носит имя Нефритового или Жемчужного императора. Из собственно мифологических текстов, в которых встречаются минералы, можно отметить мифы о демиурге Пань-гу, члены которого трансформируются в элементы вселенной, и при этом кости, костный мозг и зубы превращаются в минералы и металлы. Существенно меньшую роль, чем драгоценные камни, играют те ископаемые органического происхождения, которые не годились для поделок, украшений, приготовления каких-либо предметов, но обладали некоторыми отмеченными свойствами[1]. В отношении этих минералов особенно подчёркивается их связь с подземным миром, иногда с огнём, изрыгаемым поверженным чудовищем[2], с горными и подземными мифологическими существами (гномы, эльфы, кобольды и т. п.). Немецкая романтическая традиция, тесно связанная в этом отношении с фольклорной, сохранила мифологизированный образ минералов как богатств нижнего мира. |
|
Литература
- Топоров В. Н. // MNME
- Васильев Л. С., Культы, религии, традиции в Китае, М., 1970 < MNME
- Кarlgren В., Some fecundity symbols in ancient China, Stockh., 1931 < MNME
- Jobes G., Dictionary of mythology, folklore and symbols, pt 1-3, N. Y., 1962, p. 1106 < MNME
Черновые заметки
- Тв. по шкале Мооса – 0,0
- Плотность – 0,0 г/см3