Хаинувеле: различия между версиями

Материал из StudioSyndrome
Перейти к навигации Перейти к поиску
(Новая страница: «{| class="FCK__ShowTableBorders" width="100%" cellspacing="5" cellpadding="5" border="0" align="center" |- | valign="top" align="left" | :Хаинуве́ле —...»)
 
м
 
(не показана 1 промежуточная версия этого же участника)
Строка 13: Строка 13:
 
:[[Малайского архипелага народов мифология]]
 
:[[Малайского архипелага народов мифология]]
 
:[[Культурный герой]]
 
:[[Культурный герой]]
:[[Дема]]
+
:Дема
 
----
 
----
 
:[[Мулуа Сатене]]
 
:[[Мулуа Сатене]]
Строка 19: Строка 19:
 
----
 
----
 
:[[Свинья]]
 
:[[Свинья]]
:[[Кокос]]
+
:Кокос
 
:[[Кровь]]
 
:[[Кровь]]
 
:[[Число 9]]
 
:[[Число 9]]
:[[Четвертование]]
+
:[[Расчленение]]
 
|}
 
|}
 
==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Литература</font></div>==
 
==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Литература</font></div>==

Текущая версия на 07:11, 9 февраля 2021

Хаинуве́ле — букв. «стебелёк кокосового ореха»

Одна из триады божественных дев (Xаинувеле, Мулуа Сатене, Рабие), центральный образ мифологии вемале (восточная Индонезия).

Согласно мифу, Амета — букв. «чёрный»; убил на охоте свинью, на клыке у которой висел первый в мире кокосовый орех. Он посадил орех в землю и через шесть дней полез на выросшую из него пальму, чтобы достать цветы, но при этом порезался, и капля крови Аметы попала на завязь цветка. Ещё через девять дней в этом цветке появилась маленькая девочка, названная Аметой Xаинувеле и обладавшая способностью создавать драгоценности. Завистливые односельчане решили убить её. Однажды девять семей в течение девяти ночей танцевали, при этом участники танца двигались по девятивитковой спирали. В центр круга посадили Xаинувеле, чтобы она одаривала танцующих. В последнюю ночь люди столкнули Хаинувеле во время танца в яму и затоптали её. Наутро Амета нашёл тело Xаинувеле и разрубил его пополам. Одну половину захоронил, а вторую рассек на мелкие куски и закопал их в разных местах. Из этих кусков вскоре выросли разнообразные корнеплоды и клубнеплоды, которые с тех пор люди употребляют в пищу. Две руки Xаинувеле Амета понёс к Мулуа Сатене и, прокляв людей, потребовал, чтобы она судила их. В наказание за убийство Мулуа Сатене сделала людей смертными.

А. Йенсен применил к героям мифологемы Xаинувеле термин «дема», понимая под ним культурного героя, чья деятельность знаменует собой конец мифологического и начало профанного периода. Решающим моментом в развитии мифа является гибель дема, в результате которой смертное существование заступает место бессмертия, принося с собой плодородие.

00-00-000-000.jpg

См. также:

Малайского архипелага народов мифология
Культурный герой
Дема

Мулуа Сатене
Рабие

Свинья
Кокос
Кровь
Число 9
Расчленение

Литература

  • Членов М. А. Одноимённая статья в MNME
  • Членов M. A., Числовая символика и тайные союзы на Молуккских островах, в кн.: Мифология и верования народов Восточной и Южной Азии, М., 1973 < MNME
  • Jensen A., Niggemeyer H., Hainuwele, Fr./M., 1939 < MNME

Примечания и комментарии