Гильгамеш: различия между версиями
м |
|||
(не показаны 2 промежуточные версии этого же участника) | |||
Строка 56: | Строка 56: | ||
Включение в эпопею рассказа о потопе (произведения другого цикла) еще более подчеркивает основную идею произведения — недостижимость главной цели странствий Гильгамеша — «вечной жизни».<!-- Основные символы / Иконография --> <!-- Основные значения --> | Включение в эпопею рассказа о потопе (произведения другого цикла) еще более подчеркивает основную идею произведения — недостижимость главной цели странствий Гильгамеша — «вечной жизни».<!-- Основные символы / Иконография --> <!-- Основные значения --> | ||
− | | width="200px" valign="top" align="left" bgcolor="#F8F8FF" |[[Файл:00-04-145-001.jpg|200px| | + | | width="200px" valign="top" align="left" bgcolor="#F8F8FF" |[[Файл:00-04-145-001.jpg|200px| ]] |
==<div style="font-size:70%"><font color="#669999"><small>Ссылки:</small></font></div>==<!-- Многозначный термин --> <!-- Ссылки на выше- (разделы) и нижележащие статьи --> | ==<div style="font-size:70%"><font color="#669999"><small>Ссылки:</small></font></div>==<!-- Многозначный термин --> <!-- Ссылки на выше- (разделы) и нижележащие статьи --> | ||
• [[Шумеро-аккадская мифология]] <!-- Дополнительные ссылки --> | • [[Шумеро-аккадская мифология]] <!-- Дополнительные ссылки --> | ||
Строка 69: | Строка 69: | ||
<font color="#669999">————</font> | <font color="#669999">————</font> | ||
− | • [[Нинсун]] | + | • [[Лугальбанда|Нинсун]] |
− | • | + | • Хувава |
• [[Хумбаба]] | • [[Хумбаба]] | ||
Строка 79: | Строка 79: | ||
• [[Анзуд]] | • [[Анзуд]] | ||
− | • [[Хулуппу]] | + | • [[Древо Жизни|Хулуппу]] |
• [[Эрешкигаль]] | • [[Эрешкигаль]] | ||
Строка 118: | Строка 118: | ||
:— '''Ancient Near Eastern texts, relating to the Old Testament''', ed. J. В. Pritchard, 2 ed., Princeton, 1955 < MNME | :— '''Ancient Near Eastern texts, relating to the Old Testament''', ed. J. В. Pritchard, 2 ed., Princeton, 1955 < MNME | ||
==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Иллюстрации:</font></div>== | ==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Иллюстрации:</font></div>== | ||
− | [[Файл:00-02-850-000.jpg|200px| Гильгамеш со львом из дворца Саргона II в Дур-Шаррукине. VIII в. до н. э. | + | [[Файл:00-02-850-000.jpg|200px| Гильгамеш со львом из дворца Саргона II в Дур-Шаррукине. VIII в. до н. э.]] [[Файл:00-02-851-000.jpg|200px| Позднехеттский или сиро-хеттский рельеф ассиризируюшего стиля из Кархемиша. Герой типа Гильгамеша с дикими животными. XI в. до н. э.]] [[Файл:00-04-145-000.jpg|200px| ]] |
==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Примечания и комментарии</font></div>== | ==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Примечания и комментарии</font></div>== | ||
<small><references /></small> | <small><references /></small> | ||
− | [[Категория: | + | [[Категория:Шумер]] |
Текущая версия на 12:33, 6 июня 2023
|
|
Искусство
По традиции, с Гильгамешем связывались изображения героя — борца со львом и диким быком, а также терракотовые фигурки, изображающие духов (гениев) плодородия — мифологический образ более древний, чем исторический Гильгамеш.
Образ эпического Гильгамеша нашел отражение в аккадском искусстве XXIV—XXII вв. до н. э., особенно в глиптике.
Скульптуры Гильгамеша и Энкиду охраняли вход во дворец ассирийского царя Саргона II (VIII в. до н. э.).
Библиография
- — MNME — Афанасьев В. К. Гильгамеш // Мифы народов мира. Энциклопедия: в 2-х т. / Гл. ред. С. А. Токарев. — М.: «Сов. Энциклопедия», 1991. Т.I
- — Эпос о Гильгамеше («О все видавшем»), пер. с аккад. И. M. Дьяконова, M.-Л. 1961 (лит.) < MNME
- — Поэзия и проза древнего Востока, M., 1973 < MNME
- — Крамер С. Н. История начинается в Шумере, [пер. с англ.] M., 1965 < MNME
- — Schott A., Soden W. von (eds), Das Gilgamesch-Epos Reclam [1958] < MNME
- — Ancient Near Eastern texts, relating to the Old Testament, ed. J. В. Pritchard, 2 ed., Princeton, 1955 < MNME
Иллюстрации:
Примечания и комментарии
- ↑ Единственный гиперболический и волшебно-сказочный момент этого чисто эпического произведения, почти не содержащего мифологического материала.
- ↑ В шумерской традиции слуга Гильгамеша.
- ↑ Дошла в записи первой четверти II-го тыс.
- ↑ Дошла в записях VII—VI вв. до н. э.
- ↑ Мотив ребенка-подкидыша, воспитанного садовником, по-видимому, заимствован из аккадской легенды о чудесном рождении Шаррукина (Саргона Древнего, XXIV в. до н. э.).