Цепь: различия между версиями
(а) |
м (Замена текста — «[[- Ц» на «[[- ц») |
||
(не показана 1 промежуточная версия этого же участника) | |||
Строка 37: | Строка 37: | ||
<font color="#669999">————</font> | <font color="#669999">————</font> | ||
− | • [[ | + | • [[- цепь|Цепь в геральдике]] |
+ | |||
<font color="#669999"><small>См. также:</small></font> | <font color="#669999"><small>См. также:</small></font> | ||
− | • | + | • Кандалы |
− | • | + | • Узлы |
• [[Связь]] | • [[Связь]] | ||
Строка 50: | Строка 51: | ||
• [[Верёвка]] | • [[Верёвка]] | ||
− | • | + | • Узы |
• [[Оковы]] | • [[Оковы]] | ||
− | • [[Путы]] | + | • [[Верёвка|Путы]] |
• [[Нить]] | • [[Нить]] | ||
Строка 62: | Строка 63: | ||
• [[Канат]] | • [[Канат]] | ||
− | • | + | • Аркан |
− | |||
− | |||
+ | • Перевясло ??? | ||
|} | |} |
Текущая версия на 06:12, 12 июля 2021
|
|
Античность
Цепь-лестница была пристроена к трону Зевса, чтобы он мог поднимать смертных на Олимп:
Свесилась цепь золотистая с неба на землю, тотчас спустились по ней к нам богини с богами: не довелось мне коснуться цепи той, чтоб Зевса увидеть. Гомер «Илиада»
Атрибут богини предназначения Ананки.
Прометей был прикован цепью к скале на Кавказе.
Такая же участь постигла эфиопскую царевну Андромеду.
Освобожденные из плена, или иного вида неволи, греки и римляне вешали свои цепи на ветки кипарисов, посвященных Гебе (Ювентас), богине юной красоты, света, нового дня, новой жизни.
У неоплатоников — символ Света. Играет роль основополагающего принципа как поочередная эманация новых общественных отношений, явлений жизни: каждая последующая ипостась происходит от предшествующей, лучшей. Люди — марионетки божеств, которыми управляют с помощью цепочек разума, соединенных с душой.
Поскольку дух проистекает из высшего божества и он, с другой стороны, создает все последующие вещи и наполняет их жизнью… и поскольку все вещи в непрерывном ряду следуют друг за другом и опускаются до самой низлежащей основы этого ряда, внимательный наблюдатель откроет связь частей: от высшего божества до самого низкого осадка они неразрывно связаны друг с другом. Это — золотая цепь Гомера, которой, как он говорит, бог повелел свеситься с неба на землю. Макробий, ок. 400 н. э.
Северная традиция
Цепь Лугуса[1] (ирл. Луг), одного из главных кельтских божеств, рожденного, согласно преданию, девицей Аранрход.
Цепь Огмиоза — высказывание. Этого кельтского, гэльского бога речи, высказываний, изображали тянущим толпу людей, чьи уши связаны цепями с языком бога.
Скандинавский кузнец Веланда умел сковывать цепями ветры.
Цепь справедливости, суда, безопасности и власти кельтских легенд повешена в зале, где короли и герцоги давали аудиенции подданным, послам — ею потрясали, требуя, таким образом, послушания и честности.
Галлы, чтобы показать нерушимость военного братства, шли в бой, связывавшись цепью по двое.
Цепью скованы скандинавский бог Зла — Локи и дьявольский пёс Фенрира.
Славяне
Цепи, висящие над очагом, у южных славян, символизируя центральную часть домашнего пространства, выступают как знак согласия и взаимности, а также служат оберегом от диких зверей, нечистой силы, ср. аналогичные свойства веревки, нити, пояса, предметов домашней утвари из железа и пр. Согласно народным преданиям и легендам, раньше цепи свисали с неба, и люди клялись на них, дотрагиваясь руками: в случае лжесвидетельства цепи поднимались вверх и становились недосягаемыми. Цепи воспринимаются и как атрибут святых — Саввы, Петра; у сербов празднуется день поклонения «святым цепям» — Часне вериге (16.I/29.I).
Висящие над очагом цепь как часть центра дома охраняли от прикосновения к ним посторонних лиц: чтобы вызвать в доме раздоры, недоброжелатели дотрагивались до цепи колючкой. И, наоборот, приобщая невесту к новому дома, ее вели к цепи над очагом, к которым ей следовало прикоснуться. В Черногории эти цепи клали на покойника, пока он находился в доме. На висящих над очагом цепях вывешивали ритуальные атрибуты: веточки полазника на Св. Игната, перья жертвенного петуха в канун Св. Мраты (11.XI/24.XI), кусочки шерсти от каждого домашнего животного и т. д.
Очажные цепи как оберег:
- • во время града выносят во двор;
- • перед трапезой на Рождество каждый из членов семьи берется рукой за цепь и переступает через огонь;
- • вокруг них обносят решето с вылупившимися цыплятами, защищая от птиц-хищников, и т. д.
- • сербы в так называемые волчьи дни (например, в канун Св. Мраты) или на Рождество связывали очажные цепи ниткой;
- • болгары подвешивали к ним камни по количеству животных в хозяйстве или ключ с целью «замкнуть волчью пасть».
Цепь может заменять обруч, веревку в рождественском ритуале кормления в кругу кур, чтобы они не разбегались в течение года. Полагается на Рождество «погрызть» очажные цепи, чтобы зубы были крепкими и здоровыми, как железо,
Буддизм
Звенья привязывают человека к непрестанному существованию в мире явлений.
Христианство
Мученичество; порок (скованность суетными страстями).
Сатана в День Страшного суда (в облике обезьяны) изображается в цепях при низвержении его в бездну.
Цепи заключенного в узилище Св. Петра символизируют освобождение верующего благодаря божественному вмешательству.
Золотая цепь, согласно Дионисию Ареопагиту (ок. 500 н. э.), есть молитва христианина, которая своим сиянием покрывает пропасть между творением и творцом.
Цепь своим атрибутом имеют:
- • королева Радегунда из династия Меровингов — ум. в 587 г., причислена к лику святых за богоугодные деяния;
- • Св. Георгий Каппадокийский;
- • Св. Леонард — покровителя узников, обычно изображается с разорванными кандалами;
- • Св. Альбина (Бальбина).
Ислам
«Цепь Существования» является иерархическим порядком вещей во вселенной.
Астрология
Дева в оковах — традиционное представление созвездия Андромеды.
Гадания
В гадании по снам:
- • терпение,
- • забота.
Масонство
«Братская цепь» — выражение единения, воспроизводимое через протягивание руки в круге при завершении заседания ложи[2].
Сам союз понимается как братская цепь, которая, переходя через границы, охватывает всю землю.
Уже в 1817 г. сообщается, что «обвивание цепью» упоминается в более ранних ритуалах, и вновь посвящаемый, если он воспринимает «свет», видит, что «братья стоят цепью».
Эмблематика
Цепь, кандалы — атрибут:
- • Зла;
- • Жажды.
Знак того, что человек находится в рабстве у своих низменных инстинктов и желаний, олицетворяемых свирелью Сатира, тамбурином, маской, картами и розгой.
Ad vocem
Крылатые слова и выражения:
- • «Aurea catena Homeri» — лат. золотая цепь Гомера.
- • «Цепи рабства» — название политического трактата, написанного Жаном-Полем Маратом (1774 г.).
Цитаты:
- • «Кто прочитает это написанное и объяснит мне значение его, тот будет облечен в багряницу, и золотая цепь будет на шее у него». — обращение Валтасара к вавилонским мудрецам. Дан 5:7
- • «Слушай, сын мой, наставление отца твоего, и не отвергая завета матери твоей: потому что это — прекрасный венок для головы твоей и украшение для шеи твоей». — Притчи 1: 8
- • «Страна на цепи, песня — на цепи». — Т. Ленартович «Воззвание»
- • «Единомышленники связаны цепями». — С. Трембецкий «Гость в Гейльсберге»
- • «Эй! Плечом к плечу! Соединимся в цепь из колец общинных!» — А. Мицкевич «Ода к молодости»
- • «Журавли, пролетающие высоко над Коринфом, растянулись цепью к Северу, несите же на крыльях мою песнь угрюмую…» — Ю. Словацкий «Могила Агамемнона»
- • «Долго же нас держит в кандалах убежденность, что, мол, во имя доброго дела, можно и страну предать…» — Й. Выбицкий «Каэтану Венгерскому»
- • «Из всяких кандалов: стальных и золотых, больше всего крови и слез пролили невидимые кандалы». — С. Норвид «Загадка»
- • «Так встань же, Польша, и сбей прочь цепи — здесь твой триумф, а может, смерть!» — Кароль Сенкевич и Казимир Делавинь «Варшавянка»
- • «Пролетарию нечего терять, кроме своих цепей…» К. Маркс, Ф. Энгельс «Коммунистический манифест» 1848 г. (заключительные слова)
- • «Господи, друг! Тебя так изуродовали в боях, что следует заковать тебя в золотые цепи, чтобы сохранить твою ценную жизнь на будущие времена!» — Людовик XI, жалуя маршалу Раулю Ланнуа золотую цепь за военные успехи.
Пословицы и поговорки:
- • Золотые цепи крепче железных.
- • Цепь не сильнее, нежели ее самое слабое звено.
- • Сорваться с цепи.
- • Люди позвякивают своими кандалами, чтобы показать, что они свободны.
Библиография
- — TRSS
- — SMES — Плотникова А. А., Раздел «Цепи» в ст. Очаг // Славянская мифология. Энциклопедический словарь. Изд. 2-е. — М.: Междунар. отношения, 2002