Поклонение: различия между версиями
м |
м |
||
Строка 9: | Строка 9: | ||
[[Поклонение Девы Марии]]. | [[Поклонение Девы Марии]]. | ||
− | [[Файл:00-03-115-000.jpg|250px|thumb|right|Эль Греко. Сон Филиппа II. Ок. 1579 г. | + | [[Файл:00-03-115-000.jpg|250px|thumb|right|Эль Греко. Сон Филиппа II. Ок. 1579 г.]] |
Поклонение имени Иисуса. | Поклонение имени Иисуса. | ||
Текущая версия на 14:51, 6 июня 2023
См.тж. Рождество Христово
// Поклонение царей // Мф., 2:1 и далее
Волхвы, ведомые звездой, пришли с Востока, чтобы увидеть царя иудейского. Иродом они были посланы в Вифлеем. Под предлогом, что он сам хочет поклониться Младенцу, Ирод приказал им сообщить ему о том, где Младенец находится. Волхвами, по свидетельству истории, были астрологи персидского двора, священники культа Митры, широко распространившегося в Римской империи эпохи раннего христианства. В настенной живописи римских катакомб и на некоторых византийских мозаиках волхвы носят типичные митраистские облачения и характерный "фригийский колпак". Тертуллиан (ок. 160-230) был первым, кто идентифицировал их как царей. Их имена могли возникнуть в IX в. в Равенне. В живописи раннего Возрождения волхвы одеты по придворной моде того времени. Один из них может иметь портретное сходство с покровителем художника как знак приверженности патрона христианству. Волхвы иногда изображаются встречающимися на пути или шествующими вместе, каждый со своей свитой, направляемые путеводной звездой. Так они изображаются на фресках и в скульптуре, а также в иллюминированных манускриптах позднего средневековья. Собственно сцена поклонения представляет Каспара (или Яспира), самого старшего коленопреклоненным перед Христом, сидящим на коленях у Марии. Он преподносит золотые дары. За ним стоят Балтазар (негр) и Мельхиор (самый младший). Свита волхвов демонстрирует очевидные знаки их восточного происхождения: тюрбаны, верблюды, леопарды, или, как нередко бывает, звезду и сарацинский полумесяц. На заднем плане часто можно видеть Благовестие пастухам. На некоторых более поздних картинах, особенно XVII века, присутствует стоящая Дева Мария. Вместилищем для даров (обычно на картинах XVI века) часто оказываются творения золотых дел мастеров, современников данного художника. Матфей ничего не говорит о числе волхвов, хотя его можно вывести из числа даров. (В р.хр-м искусстве их бывает два, четыре, а порой и шесть) По Беде Достопочтенному (ок. 673-735), символика даров такова: золото — знак уважения к Царству Христову; ладан — признание божественности Христа; мирра, употреблявшаяся при бальзамировании, — пророчество смерти Христа. В представлении людей позднего средневековья волхвы, явились, дабы персонифицировать три известных части света — Европу, Африку и Азию. Отсюда традиционное изображение Балтазара (Африка) как негра. Сюжет использовался также как символ подчинения светской власти Церкви. Этим и определяется то значение, которое он имел в христианском искусстве. Праздник Богоявления (6 января) славит, в частности, поклонение волхвов, когда Христос предстал перед народом.
Поклонение имени Иисуса.
"Священная монограмма" IHS, первоначально была сокращением греческой формы слова "Иисус". В IX веке начала чеканиться на монетах Византийской империи. Усвоенная Западной Церковью, иногда ошибочно принимала значение "lesus Hominum Salvator" [лат. — "Иисус — спаситель людей"]. Линия над буквой h, означающая элизию, часто превращается в крест, Пересекая вертикальную линию буквы h. Идея использовать монограмму как объект поклонения созрела у Бернардина Сиенского в XV в. В следующем столетии она была принята как девиз Орденом иезуитов, для которого приобрела новое значение: "Jesum Habemus Socium" [лат. — "С нами Бог"]. Поклонение этому имени – сюжет фрески на сводах Джезу — иезуитской церкви в Риме. Лучи, исходящие от букв, освещают лица ангелов, благословенное окружение низвергают Сатану и пороки его свиты.
(Лк., 2:8 и далее). Благовестие ангела (считается, что это Гавриил) пастухам в полях о рождении Мессии изображалось уже в византийском искусстве. Но "Поклонение пастухов" не появляется вплоть до конца XV века. Пастухи с почтительностью обступают Младенца. Обычно трое пастухов коленопреклоненные, в их руках дары, связаны с сельским бытом. Другие стоят позади, играя на дудочках. Сквозь открытую дверь виднеется склон холма, где ангел сообщает о рождении Мессии тем, кто пасет свои стада. Дары пастухов не упомянуты Лукой и, вероятно, являются аналогией с дарам волхвов. В ранних версиях сюжета они могут включать в себя ягненка со связанными ногами (как символ жертвенного агнца), а также пастушеский посох и свирель. Иногда пастух несёт ягненка на плечах подобно Доброму Пастырю (см. Пастух). В искусстве XVII века пастухи несут домашнюю птицу, крынку молока, корзину яиц и так далее. Свирель обычно заменяется волынкой или сиринксом (см. Дудка). Введение музыкальных инструментов не только дань пасторальной традиции, но и отражение специфического обычая в разных областях Италии играть на дудочках в Рождество перед образами Девы Марии с Младенцем.