Трубка курительная: различия между версиями
(а) |
м |
||
Строка 53: | Строка 53: | ||
*Глиняная головка ирокезской курительной трубки с фигурой медведя. Северо-восточная Северная Америка, 17 в. | *Глиняная головка ирокезской курительной трубки с фигурой медведя. Северо-восточная Северная Америка, 17 в. | ||
*Калюмет индейца-мандан, украшенный перьями. По Кэтлину, 1839 г. | *Калюмет индейца-мандан, украшенный перьями. По Кэтлину, 1839 г. | ||
− | [[Категория: | + | [[Категория:Северная Америка]] |
Текущая версия на 20:52, 31 мая 2023
Основные значения:
|
Брюгген, Хендрик тер. Юноша с трубкой. 1623 г.
См. также: |
Северная Америка
Калюмет — священная трубка североамериканских индейцев, живущих в верховьях Миссисипи. В Европе чаще всего именуется «трубкой мира».
Выражение «раскурить вместе трубку мира» вошло в поговорку как шутливое обозначение прекращения враждебных отношений (в Германии в первой пол. XIX в.).
Ритуальный и символический предмет, условный знак посланника, близкий античному кадуцею. Белые перья на ней означают мир, красные, наоборот, войну. Не всякая индейская курительная трубка может быть названа калюметом в собственном смысле. В своем первоначальном значении калюмет представлял собой парную, дуалистическую систему (небо — мужское начало противостоит земле — женскому началу), причем оба взаимопроникающих принципа могут менять свой смысл (например, у Омаха земля — мужское начало, небо — женское). Вместе оба стержня, чубуковый и перьевой, являлись символическим обозначением орла. Ими размахивали во время молитвенных церемоний над собравшимися членами проживающих в прериях племен. При ритуальном курении «зажигали табак и давали трубку представителю племени, который делал несколько затяжек и после этого пускал дым в небо, к Матери-Земле и во все четыре страны света, причем мундштук священного предмета он протягивал по направлению к пунктам, которые были в зоне его внимания. Затем он передавал трубку дальше; она ходила у присутствующих по кругу, как Солнце с востока на запад… (Эта церемония) предохраняла гостя, который в ней участвовал, от всякой враждебности — по крайней мере до тех пор, пока он находился в лагере» (Г. Гартман, 1973).
Все священные трубки были символическими предметами, исключенными из повседневного употребления; их головка чаще всего была сделана из фигурно вырезанного камня (катлинита).
По-видимому, племена прерий переняли этот обычай у оседлых крестьян восточной части Северной Америки, выращивавших маис.
Табак (кинни-кинник) приготавливался по определенным правилам и смешивался с листьями сумаха, толокнянки и размельченной коры некоторых деревьев. На портретах племенных вождей 19 столетия изображенные часто держат в руках священные трубки.
Трубка с длинным мундштуком, атрибут индейцев Северной Америки, является священным символом Вакан-Танки, хозяина Вселенной. В мистике индейцев сиу она символизирует ось, соединяющую людей со сверхъестественными силами.
Священная трубка заключает в себе все существа Вселенной, участвует во всех событиях их жизни и обеспечивает им надежную защиту.
Трубка является одновременно макро- и микрокосмом. Раскуривая трубку, индеец погружается одновременно в мир собственного Я и в центр Вселенной, растворяясь в том и другом и управляя ими.
Ритуал выкуривания трубки включает три последовательные фазы:
- очищение дымом ритуальной травы;
- перемещение мира в курительную трубку и
- жертвоприношение в огне, воплощающем Бакан-Танку в миру.
Трубка приобретает, таким образом, космические масштабы:
- Вселенная, представленная жертвоприношением силам Шести Направлений (Небо, Земля, четыре Ветра), сосредоточивается в головке трубки из красного камня, или в ее сердце.
- Крошки табака символизируют все сущее.
- В полом мундштуке трубки происходит установление всевозможных контактов. Он символизирует все произрастающее на земле.
- Двенадцать ниспадающих перьев принадлежат пятнистому Орлу и олицетворяют все крылатые существа, обитающие в небе.
Трубка украшается по-разному в зависимости от обстоятельств:
- мир — чубук трубки голубой, а перья — от самки орла,
- война — чубук красный, перья — от самца
- траур,
- победа и т. д.
Трубка является также центром культуры, душой индейского народа и символизирует преемственность поколений племени: Покуда трубкой будут пользоваться, народ останется жив, но как только о ней забудут, народ утратит свои корни и погибнет.
Иллюстрации
- Глиняная головка ирокезской курительной трубки с фигурой медведя. Северо-восточная Северная Америка, 17 в.
- Калюмет индейца-мандан, украшенный перьями. По Кэтлину, 1839 г.