Темпераменты: различия между версиями
(а) |
Метка: визуальный редактор отключён |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
+ | {| width="100%" cellspacing="5" cellpadding="5" border="0" align="center" class="FCK__ShowTableBorders" | ||
+ | |- | ||
+ | | valign="top" align="left" | | ||
+ | Средневековая физиология учила, что тело содержит в себе четыре вида влаги (жидкостей), определяющих человеческий темперамент в соответствии с преобладанием одной из них. | ||
+ | Признавалось также, что органы, в которых эти жидкости находятся, подвержены влияниям планет и т.о. характер человека был «в его звездах». | ||
+ | Жидкости, связанные с ними темпераменты, животные, чью природу они разделяют, и стихии, с которыми они соединены, суть следующие: | ||
+ | |||
+ | :{| | ||
+ | |''Телесная жидкость''||''Темперамент''||''Животное''||''Стихия'' | ||
+ | |- | ||
+ | |Флегма||Флегматический||Овца||Вода | ||
+ | |- | ||
+ | |Кровь||Сангвинический||Обезьяна||Воздух | ||
+ | |- | ||
+ | |Желчь||Холерический||Лев||Огонь | ||
+ | |- | ||
+ | |Черная желчь||Меланхолический||Свинья||Земля | ||
+ | |} | ||
+ | |||
+ | В качестве серий персонификации темпераментов распространены в Часословах XV в. | ||
+ | Но уже в в эпоху Ренессанса такие изображения редки. | ||
+ | |||
+ | Как самостоятельные фигуры в изобразительном искусстве (гравюра, гобелен и скульптура) встречаются персонификации: | ||
+ | * Желчи и | ||
+ | * Меланхолии. | ||
+ | |||
+ | Последняя более всего захватила воображение средневековых мифографов, ренессансных философов-гуманистов, а также художников, начиная с XV в. | ||
+ | |||
+ | | width="200px" valign="top" align="left" bgcolor="#F5F5F5"| | ||
+ | [[Файл:00-04-440-000.jpg|200px| ]] | ||
+ | |||
+ | |||
+ | См. также: | ||
+ | : | ||
+ | ---- | ||
+ | : [[Желчь]] | ||
+ | : [[Меланхолия]] | ||
+ | ---- | ||
+ | : [[Часослов]] | ||
+ | |} | ||
+ | |||
+ | ==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Черновые материалы</font></div>== | ||
+ | Очень много для понимания учения о «четырех расах элементарных (стихийных) существ» содержит дошедшая до нас из античных и средневековых времен и переживающая в наши дни возрождение наука, согласно которой в людях имеется четыре рода жидкостей, «соответствующих четырем стихиям»: преобладание одной из основных жидкостей не только определяет внешний вид, но и внутренний мир человека. | ||
+ | Многое из старых представлений о четырех основных типах поведения человека, о четырех состояних или даже о четырех основных расах находит в этом аспекте новые естественно-научные и алхимические подтверждения и импульсы. | ||
+ | |||
+ | Из сути саламандр, огненных существ, пламенных людей приверженцы алхимии и астрологии пытаются понять поведение людей, «которыми управляет пламенная желчь», то есть холериков - «они подобны огню, они быстротечны и скоры во всех своих действиях». | ||
+ | |||
+ | Великий естествоиспытатель Линней (1707—1778) настолько был увлечен теорией темпераментов, что делил все человечество па 4 основных расы. | ||
+ | Холерическими были для него американцы, причем под ними он явно имел в виду коренное население североамериканского континента - индейцев-охотников: «У американца кожа красного цвета, у него гордая походка, он легко возбуждается. У него густые черные волосы и широкие ноздри. На лице у него много веснушек (взято из представления о природном человеке, который всю жизнь свою проводит па открытом воздухе.— Прим. авт.). Он упрямый (Линней очевидно понимают под этим нежелание индейцев принять так называемую «цивилизацию»), доволен жизнью и хочет жить в мире, жизнь его определяется его привычками...» | ||
+ | |||
+ | Стихии земли в этой классификации, без которой вообще невозможно представить себе астрологию, соответствует «меланхолический темперамент»: «меланхолический (черно-желчный), как земные минералы, глубокий, прочный, очень медлительный» (Хутер). | ||
+ | |||
+ | Древние говорили и о воздушном темпераменте - «сангвиническом» (легкокровном). Такой человек легок, как воздух, имея в виду не только подвижность тела, но и ума. У таких людей много фантазии, они остроумны и изобретательны. | ||
+ | |||
+ | Наконец, стихии воды в этой попытке классифицировать людей на четыре основных темперамента соответствует флегматик (от слова «флегма» - жир). Такой тип «течет спокойно, как вода» (Карл Хутер). | ||
+ | |||
[[Категория:Человек]] | [[Категория:Человек]] |
Текущая версия на 19:44, 13 декабря 2020
Средневековая физиология учила, что тело содержит в себе четыре вида влаги (жидкостей), определяющих человеческий темперамент в соответствии с преобладанием одной из них. Признавалось также, что органы, в которых эти жидкости находятся, подвержены влияниям планет и т.о. характер человека был «в его звездах». Жидкости, связанные с ними темпераменты, животные, чью природу они разделяют, и стихии, с которыми они соединены, суть следующие:
В качестве серий персонификации темпераментов распространены в Часословах XV в. Но уже в в эпоху Ренессанса такие изображения редки. Как самостоятельные фигуры в изобразительном искусстве (гравюра, гобелен и скульптура) встречаются персонификации:
Последняя более всего захватила воображение средневековых мифографов, ренессансных философов-гуманистов, а также художников, начиная с XV в. |
|
Черновые материалы
Очень много для понимания учения о «четырех расах элементарных (стихийных) существ» содержит дошедшая до нас из античных и средневековых времен и переживающая в наши дни возрождение наука, согласно которой в людях имеется четыре рода жидкостей, «соответствующих четырем стихиям»: преобладание одной из основных жидкостей не только определяет внешний вид, но и внутренний мир человека. Многое из старых представлений о четырех основных типах поведения человека, о четырех состояних или даже о четырех основных расах находит в этом аспекте новые естественно-научные и алхимические подтверждения и импульсы.
Из сути саламандр, огненных существ, пламенных людей приверженцы алхимии и астрологии пытаются понять поведение людей, «которыми управляет пламенная желчь», то есть холериков - «они подобны огню, они быстротечны и скоры во всех своих действиях».
Великий естествоиспытатель Линней (1707—1778) настолько был увлечен теорией темпераментов, что делил все человечество па 4 основных расы. Холерическими были для него американцы, причем под ними он явно имел в виду коренное население североамериканского континента - индейцев-охотников: «У американца кожа красного цвета, у него гордая походка, он легко возбуждается. У него густые черные волосы и широкие ноздри. На лице у него много веснушек (взято из представления о природном человеке, который всю жизнь свою проводит па открытом воздухе.— Прим. авт.). Он упрямый (Линней очевидно понимают под этим нежелание индейцев принять так называемую «цивилизацию»), доволен жизнью и хочет жить в мире, жизнь его определяется его привычками...»
Стихии земли в этой классификации, без которой вообще невозможно представить себе астрологию, соответствует «меланхолический темперамент»: «меланхолический (черно-желчный), как земные минералы, глубокий, прочный, очень медлительный» (Хутер).
Древние говорили и о воздушном темпераменте - «сангвиническом» (легкокровном). Такой человек легок, как воздух, имея в виду не только подвижность тела, но и ума. У таких людей много фантазии, они остроумны и изобретательны.
Наконец, стихии воды в этой попытке классифицировать людей на четыре основных темперамента соответствует флегматик (от слова «флегма» - жир). Такой тип «течет спокойно, как вода» (Карл Хутер).