Бодхи: различия между версиями
м (Замена текста — «Кашьяпа» на «Кашьяпа») |
м (Замена текста — «|ссылка=Special:FilePath/00-00-000-000.jpg» на «») |
||
(не показаны 3 промежуточные версии этого же участника) | |||
Строка 4: | Строка 4: | ||
:Бо́дхи — ''санскр''. и ''пали'' bodhi — букв. «пробуждение» | :Бо́дхи — ''санскр''. и ''пали'' bodhi — букв. «пробуждение» | ||
:ср. рус. «будить» | :ср. рус. «будить» | ||
− | : | + | :англ. — enlightment (у Говинды) — просветление, озарение |
Один из основных терминов буддийской мифологии, обозначающих высшие состояния сознания; духовное просветление. Достижение бодхи не является прекращением дальнейшего духовного развития личности; все направления буддизма признают существование нескольких уровней бодхи. В произведениях махаяны выводится разделение между «наивысшим истинным пробуждением» (санскр. anuttara samyaksambodhi) и пробуждением шраваков (то есть архатов) и пратьекабудд (санскр. srаva-kapratyekabodhi) как более низким уровнем бодхи. В «Садхармапундарика-сутре», например, Кашьяпа, Субхути, Маудгальяяна и Катьяяна, которые уже стали архатами (то есть достигли шравакабодхи), жалуются Шакьямуни, что они не способны добиться «наивысшего истинного пробуждения», и Шакьямуни предсказывает, что в будущем они достигнут этого состояния и станут буддами. | Один из основных терминов буддийской мифологии, обозначающих высшие состояния сознания; духовное просветление. Достижение бодхи не является прекращением дальнейшего духовного развития личности; все направления буддизма признают существование нескольких уровней бодхи. В произведениях махаяны выводится разделение между «наивысшим истинным пробуждением» (санскр. anuttara samyaksambodhi) и пробуждением шраваков (то есть архатов) и пратьекабудд (санскр. srаva-kapratyekabodhi) как более низким уровнем бодхи. В «Садхармапундарика-сутре», например, Кашьяпа, Субхути, Маудгальяяна и Катьяяна, которые уже стали архатами (то есть достигли шравакабодхи), жалуются Шакьямуни, что они не способны добиться «наивысшего истинного пробуждения», и Шакьямуни предсказывает, что в будущем они достигнут этого состояния и станут буддами. | ||
Строка 19: | Строка 19: | ||
*сосредоточенность и | *сосредоточенность и | ||
*невозмутимость. | *невозмутимость. | ||
− | | width="200px" valign="top" align="left" bgcolor="#F5F5F5" |[[Файл:00-00-000-000.jpg|2px | + | | width="200px" valign="top" align="left" bgcolor="#F5F5F5" |[[Файл:00-00-000-000.jpg|2px]] |
См. также: | См. также: | ||
Строка 27: | Строка 27: | ||
:[[Субхути]] | :[[Субхути]] | ||
:[[Маудгальяяна]] | :[[Маудгальяяна]] | ||
− | : | + | :Катьяяна |
:[[Архат]] | :[[Архат]] | ||
:[[Шакьямуни]] | :[[Шакьямуни]] | ||
Строка 43: | Строка 43: | ||
*Мялль Л., Четыре термина праджняпарамитской психологии, в кн.: Ученые записки Тартуского университета, в. 309, 392, Тарту, 1973-76 (Труды по востоковедению, в. 2-3) < MNME | *Мялль Л., Четыре термина праджняпарамитской психологии, в кн.: Ученые записки Тартуского университета, в. 309, 392, Тарту, 1973-76 (Труды по востоковедению, в. 2-3) < MNME | ||
*Encyclopaedia of Buddhism, v. 3, fasc. 2, Ceylon, 1972, p. 178—272 < MNME | *Encyclopaedia of Buddhism, v. 3, fasc. 2, Ceylon, 1972, p. 178—272 < MNME | ||
− | [[Категория: | + | [[Категория:Буддизм]] |
Текущая версия на 09:16, 3 июня 2023
Один из основных терминов буддийской мифологии, обозначающих высшие состояния сознания; духовное просветление. Достижение бодхи не является прекращением дальнейшего духовного развития личности; все направления буддизма признают существование нескольких уровней бодхи. В произведениях махаяны выводится разделение между «наивысшим истинным пробуждением» (санскр. anuttara samyaksambodhi) и пробуждением шраваков (то есть архатов) и пратьекабудд (санскр. srаva-kapratyekabodhi) как более низким уровнем бодхи. В «Садхармапундарика-сутре», например, Кашьяпа, Субхути, Маудгальяяна и Катьяяна, которые уже стали архатами (то есть достигли шравакабодхи), жалуются Шакьямуни, что они не способны добиться «наивысшего истинного пробуждения», и Шакьямуни предсказывает, что в будущем они достигнут этого состояния и станут буддами. Слово «бодхи» является также составной частью сложных слов, обозначающих объекты, вблизи которых Шакьямуни, по буддийским мифологическим представлениям, достиг духовного просветления:
Все буддийские направления признают семь основных характеристик бодхи (т. н, «члены бодхи» — bodhyanga):
|
См. также:
|
Черновые материалы
Именно пробуждение, а не просветленность. Просветлённость (абхасвара) — частный духовный феномен, возникающий уже на уровне второй дхьяны.
- Будда — пробудившийся;
- Бодхичитта — Воля (установка на) к Пробуждению, но не «просветлённый ум»;
- Буддхатва — буддовость как Пробуждённость, но не «состояние Будды».
Литература
- Мялль Л. Э. Одноимённая статья в MNME
- Мялль Л., Четыре термина праджняпарамитской психологии, в кн.: Ученые записки Тартуского университета, в. 309, 392, Тарту, 1973-76 (Труды по востоковедению, в. 2-3) < MNME
- Encyclopaedia of Buddhism, v. 3, fasc. 2, Ceylon, 1972, p. 178—272 < MNME