Брак: различия между версиями

Материал из StudioSyndrome
Перейти к навигации Перейти к поиску
м
м (Замена текста — «|ссылка=Special:FilePath/00-00-000-000.jpg» на «»)
 
(не показана 1 промежуточная версия этого же участника)
Строка 28: Строка 28:
 
*приближение к божественному состоянию целостности,
 
*приближение к божественному состоянию целостности,
 
*союз противоположных начал, призванный создать и сохранить новую жизнь
 
*союз противоположных начал, призванный создать и сохранить новую жизнь
| width="200px" valign="top" align="left" bgcolor="#F5F5F5" |[[Файл:00-00-000-000.jpg|2px|ссылка=Special:FilePath/00-00-000-000.jpg]]
+
| width="200px" valign="top" align="left" bgcolor="#F5F5F5" |[[Файл:00-00-000-000.jpg|2px]]
  
 
См. также:
 
См. также:
Строка 82: Строка 82:
  
 
Современный обычай заключения брака сопровождается обрядом осыпания пары рисовыми зернами.
 
Современный обычай заключения брака сопровождается обрядом осыпания пары рисовыми зернами.
 +
==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Ислам</font></div>==
 +
Никах-уль-мут'a - временный брак.
 +
 
==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Христианство</font></div>==
 
==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Христианство</font></div>==
 
Одно из семи Таинств.
 
Одно из семи Таинств.
 +
 
==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Алхимия</font></div>==
 
==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Алхимия</font></div>==
 
«Соединение», союз серы и ртути — короля и королевы; «химическая свадьба».
 
«Соединение», союз серы и ртути — короля и королевы; «химическая свадьба».

Текущая версия на 18:42, 3 июня 2023

брак; бракосочетание; свадьба

Один из важнейших социальных институтов, связанный с определенной системой ритуальных форм, мотивов и символов. Обряд посвящения, который, начиная с древних обществ наделенный священным значением.

Представленные в мифах и изобразительном искусстве «браки» противоположностей[1] символизировали преемственность космического порядка, идеальную связь космических элементов, плодоносности природы, процесс, в котором человеческие браки становились важны как в религиозном смысле, так и в социальном.

Идея о союзе Бога и человека часто выражалась в свадебных образах: монахини — «невесты Христовы». Слово «бракосочетание» указывает на всеобщее понимание события как свадебного пира. Свадебные обряды устраивались, чтобы гарантировать прочность, плодотворность и счастье брака. Церемония заключения брака повсюду сопровождается символическими действиями, связанными по большей частью с тем, что юноша и девушка получают новый статус. Сообщение об этом обществу приводит к публично-правовому признанию их новых обязанностей и прав. В обществах, основанных на моногамном супружестве, на брак смотрят как на нерасторжимый союз, скрепленный силой закона. Невеста при этом зачастую считается главной фигурой и в символическом народном обычае находит особое признание[2]. В полигамных обществах брака — менее выдающимся событие и празднуется не так пышно. Там, где требовалось добрачное воздержание, девственность невесты, как и «совершение супружества», после «первой брачной ночи» должны были разнообразным образом подтверждаться.

Символы брака:

его прочности
  • кольцо (круговой символ вечности[3], союза и совершенства);
  • сплетение рук;
  • связывание узлами (В индуистской традиции жених обматывает ленту вокруг шеи невесты);
плодородия
  • осыпание пары зерном, рисом (заменяющими их конфетти, деньгами);
  • свадебный торт (сексуальный символизмом, «объединение» двух семейства в общей трапезе);
  • маленькие дети рядом с невестой (плодоносная магия);
  • разбивание бокалов или других предметов (предвестие успешной дефлорации);

Брак сопровождает большое число ритуалов:

  • отвода злых духов[4];
  • привлечения удачи;
  • безопасного прохождения через изменение социального статуса;
  • свадьбой или резким изменением образа жизни жениха и невесты.

Основные значения:

  • несовершенный символ гермафродитизма (андрогинности)
  • приближение к божественному состоянию целостности,
  • союз противоположных начал, призванный создать и сохранить новую жизнь
00-00-000-000.jpg

См. также:

Союз

Посвящение
Инициация
Таинства
Священный брак
Обручение
Свадьба

Девственность
Кольцо
Узел
Зерно
Андрогин

Славяне

У славян наиболее обычен брак путем договора сторон, который находит выражение в церемониях:

  • свадебного сговора,
  • скрепления брачного договора (рукобитье при свидетелях, дача залога, оглашение помолвки, письменная роспись приданого),
  • публичном засвидетельствовании брака широким кругом участников свадьбы и односельчан,
  • выставлении молодых пар на всеобщее обозрение на масленицу.

Заключение брака путем умыкания невесты упоминается в «Повести временных лет» (начало XII в.). Следы купли невесты сохраняются в обряде выкупа невесты у ее брата, в символической продаже ее косы, в приговоре свата «У вас товар, у нас купец» и т. п. Из форм брака средневековые источники сообщают о многоженстве у славян, реже о многомужестве. В некоторых местах известен пробный брак, когда свадьба откладывалась до рождения ребенка либо невеста возвращалась к родителям, получая вознаграждение.

Помимо обычного, встречался брак, при котором зятя брали в дом жены. Такого жениха иногда сватала сама невеста, он участвовал в девичнике, готовил приданое, назывался в шутку «молодухой»; говорили, что он «выходит замуж», а невеста «женится» на нем. В повторный брак чаще всего вступали друг с другом вдовы и вдовцы, так как считалось, что овдовевшие соединятся на том свете со своим первым супругом. В первый же брак с ними вступали неохотно из опасения остаться на том свете без пары. Уличенных во внебрачной связи переодевали в одежду противоположного пола и с позором водили по улицам. При разводе супруги или свидетели разрывали над проточной водой или на перекрестке дорог полотенце, пояс, что-либо из одежды.

Наиболее обобщенный символ брака — круг. Брак заключался путем обхода молодых вокруг дерева, озера, дома, церкви, аналоя, стола, дежи и т. п., оборачивания кругом на одном месте. Предметными символами служили кольцо, венок, круглый каравай и кольцеобразный калач. Отсюда многие свадебные термины:

  • «окручаться» — выходить замуж, жениться,
  • «крученка» — любовная связь,
  • «крутить», «повивать» — менять прическу и девичий головной убор на женский,
  • «округа», «повойник», «завивало» — головной убор замужней женщины) и др.

Символом заключения брака является перемена невесте прически и головного убора, а также связанное с этим покрывание и раскрывание головы невесты на свадьбе.

Символика брака как «перехода» выражается в преодолении препятствия, границы, водного пространства:

  • перепрыгивание девушек на Пасху через сани, чтобы выйти замуж;
  • перескакивание во сне через стену как предвестье замужества;
  • переезд молодых через огонь, через реку по пути к венчанию и т. д.

Брак символизируют и различные способы сведения жениха с невестой, сажание их рядом на «посад», опоясывание, соединение голов, волос, связывание рук, рукобитье, связывание кочерги с помелом для удачного сватовства, «запрягание» молодых и т. д. Идея брачного соединения и скрепления передается также в свадебных песнях, в которых просят сковать венец, свадьбу; в выражении «свадьбу ковать» (играть свадьбу), в поговорке: «Не куй меня, мати, к каменной палате, прикуй меня, мати, к девичьей кровати!» Брак символизируют также добывание и поимка: мотивы охоты, ловли рыбы, осады города, полона в свадебном фольклоре, охотничьи и рыболовные орудия в свадебном обряде. Действия разрушения и разделения несут в себе идею расторжения связи с прежним состоянием: в свадебных песнях — мотивы топтания травы, ломания калины и т. п., в самом обряде — битье горшка, ломание ложек после угощения, дележ каравая, преломление хлеба над новобрачными и др. Символика брака раскрывается в противопоставлении чета — нечета (парное число кольев частокола, поленьев в охапке как предвестье брака в гаданиях, роль обуви в свадебном обряде). Цветовые символы брака — белый и красный: белое или красное покрывало, фата невесты, красно-белое свадебное знамя, красный кушак свата и т. д.

Символический брак — мотив различных фольклорных текстов, обрядов и представлений. Известны фольклорные сюжеты о свадьбе солнца с девушкой, сказки о браке сестер с солнцем, месяцем и вороном, с ветром, градом и громом. У болгар в Иванов день наряжают в свадебную одежду девочку — символическую невесту Еню (Ивана). Мотив брака отражен в представлениях, связанных со смертью:

  • в похоронах умерших до брака, оформляемых как свадьба,
  • в сказках и быличках о женихе-мертвеце,
  • в приметах — услышать ночью свадебную музыку предвещает смерть, свадьба снится к смерти и наоборот.

В народной демонологии вихрь представляется как свадьба чертей; существуют поверья о браке чертей с ведьмами, черта с утопленницей, а также нечистой силы (водяных, змея и т. п.) с людьми. В сказках с мотивом чудесного супруга круг персонажей, вступающих в брак с людьми, еще шире: это животные, птицы, рыба, цветок, стихии и светила. Мотив «свадьбы предметов» — ступы с пестом, печной трубы с хатой, мотовила с набилками — представлен в обрядовых действиях и играх, преданиях, шуточных стихах и песнях, в бытовых действиях и фразеологии:

  • «женить горелку» — сливать водку в общую чашку на свадьбе,
  • «женить квас, пиво» — разбавлять их водой,
  • «женить серп» — обвязывать его колосьями.

Любовно-брачные и свадебные мотивы пронизывают всю календарную обрядность — рождественскую, весеннюю, жатвенную.

Китай

Существуют представления «о старом лунном человеке», который связывает ночью невидимой волшебной красной нитью ноги новорожденных мальчика и девочки, вследствие чего они впоследствии сочетались браком.

Современный обычай заключения брака сопровождается обрядом осыпания пары рисовыми зернами.

Ислам

Никах-уль-мут'a - временный брак.

Христианство

Одно из семи Таинств.

Алхимия

«Соединение», союз серы и ртути — короля и королевы; «химическая свадьба».

Эмблематика

  • EMSY 175, 207, 212
  • EMSI таб. 32-1, с.236; 19-14, с.184; 9-9, с.142

Психология

Юнг проводит параллель между «алхимическим значением и интимным союзом или внутренним согласием — в процессе индивидуации — бессознательной женственной стороны мужчины с его духом». [KERL]

Литература

  • Гура А. В. Статья «Бракосочетание» в SMES
  • Сумцов Н. Ф. О свадебных обрядах, преимущественно русских. Харьков, 1881 < SMES
  • Брак у народов Центральной и Юго-Восточной Европы. М., 1988 < SMES

Иллюстрации

  • Бракосочетание Габрициуса и Бейи. Алхимическая эмблема. М. Майер. Символы, 1617 г.

Примечания и комментарии

  1. Богов и богинь, солнца и луны, неба и земли, цариц и царей и т. д.
  2. Это выражается в великолепных платьях, украшениях, фатах, венцах и коронах, рядом с которыми украшения женихов выглядят большей частью гораздо скромнее
  3. Не имеет ни начала, ни конца; как знак неба может соотноситься с изречением — «браки заключаются на небесах» (предопределены уже с рождения).
  4. Такие специфические традиции, как привязывание пустых консервных банок к экипажу молодоженов, объяснялись представлением о том, что злых духов можно отпугнуть сильным шумом