Лампада: различия между версиями

Материал из StudioSyndrome
Перейти к навигации Перейти к поиску
(а)
 
м
 
(не показана 1 промежуточная версия этого же участника)
Строка 7: Строка 7:
 
   
 
   
 
| width="200px" valign="top" align="left" bgcolor="#F5F5F5" |
 
| width="200px" valign="top" align="left" bgcolor="#F5F5F5" |
[[Файл:00-03-774-000.jpg|200px|ссылка=Special:FilePath/00-03-774-000.jpg]]
+
[[Файл:00-03-774-000.jpg|200px]]
  
 
См. также:
 
См. также:
Строка 18: Строка 18:
 
:
 
:
 
|}
 
|}
 +
Курильница или светильник перед киотом
  
 
==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Христианство</font></div>==
 
==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Христианство</font></div>==

Текущая версия на 14:17, 6 июня 2023

ххх

Основные значения:

00-03-774-000.jpg

См. также:

Орудия
Светильники
Свет

Подсвечник

Курильница или светильник перед киотом

Христианство

В православном церковном обиходе:

  • большие переносные подсвечники, предшествующие священнику и дьякону при малом и великом выходах на литургии;
  • подсвечника несколько меньшей величины, предносимого архиерею, при его входе в храм, особым лампадчиком[1].

В церковном уставе так называется всякий сосуд с елеем (маслом), зажигаемым во время богослужения перед иконами или горящий перед домашним киотом. Этим названием они отличаются от светильников с восковыми свечами — кандил.

Правило апостольское третье особенно одобряет обычай христиан, собираясь в храме, приносить с собой елей для лампад.

Кроме мест богослужебных собраний, лампады в древней церкви составляли обычную принадлежность христианских могил, в особенности мучеников и святых.

При раскопках в Риме христианских катакомб и усыпальниц найдено немало каменных столбиков, с углублением в верхнем конце. Думают, что эти столбики были не чем иным, как постаментами для лампад. Иногда вместо столбиков постаментами служили треножники или канделябры.

Лампады над могилами были эмблемами вечного света радости и благодати, которым будут наслаждаться праведники в обителях вечного блаженства; это выражают многие надписи:

  • Luce nova fraeris, lux tibi Christus adest.

Для бытового употребления подвешивались на потолке, или ставились на канделябрах или столиках.

Росси думает, что лампады с христианской орнаментикой служили и при совершении крещения оглашенных, которое на языке церкви известно также под именем просвещения (светом веры Христовой).

Лампады, подвешенные к потолку церквей, сначала не имели вида нынешнего паникадила (большой люстры, висящей под главным куполом церкви), а составляли обруч, уставленный лампадами. или свечами.

Такие короны-лампад или лампада-стелларии (velut stellae in coelo) употребляются и доселе в Греции, под наз. κώρος - круг.

В первобытной церкви делались из глины (преимущественно красной), из терракоты, позже — из бронзы.

Признаками христианского происхождения лампад, находимых при раскопках (вне крипт и христианских катакомб), кроме христианских эмблем и символов, считается их форма, представляющая большее или меньшее подобие корабля (navicella), главного символа церкви в эпоху язычества.

Со времени торжества христианства в римской империи церковные лампады часто были в высшей степени художественны и богаты. Лучшим произведением этого рода считается подвесная лампа, находящаяся ныне во владении потомков бывшего великого герцога тосканского. Замечательна также лампада, найденная в могиле Марии, дочери императора Гонория, жены Стиликона.

Некоторые древние лампады имеют вид других фигур церковной символики: пальмы, голубя, агнца, короны, монограммы Иисуса Христа, буквы ω.

Начиная с VI в. лампады часто имеют форму равноконечного (четырехконечного) креста, изредка-«доброго пастыря», окруженного овцами, или круга, с поясными по краям изображениями 12 апостолов; однажды встречается лампада в фигуре петуха, однажды — оленя, однажды — зайца.

На одной древней африканской лампаде имеется изображение двух агнцев, стоящих на двух четырехконечных крестах (символ Христа распятого, указывающий на происхождение лампады ранее V в.).

Все эти фигуры встречаются почти исключительно на лампадах глиняных и терракотовых.

Рисунки церковных лампад см. у Мартиньи. «Dictionnaire des antiquités chrétiennes» (П., 1889).

Примечания

  1. В греч. церкви примикирий — πριμμικήριος, primicerius < κηρύς — воск; cera — свеча.