Дева, девственница: различия между версиями

Материал из StudioSyndrome
Перейти к навигации Перейти к поиску
(а)
 
м (Замена текста — «|ссылка=Special:FilePath/00-» на «]] [[00-»)
 
Строка 1: Строка 1:
 
:[[Человек]]
 
:[[Человек]]
 
:[[Освобождение девы]]
 
:[[Освобождение девы]]
[[Изображение:00-00-380-000.jpg|250px|thumb|right|Гарпия (нем. Ugendfrauadler) как геральдическая фигура|ссылка=Special:FilePath/00-00-380-000.jpg]][[Изображение:00-00-381-000.jpg|250px|thumb|right|Св. Юлиана со скованным бесом. В. Ауэр «Легенды о святых». 1890 г.|ссылка=Special:FilePath/00-00-381-000.jpg]]≈ Девственность / Девственница /
+
[[Изображение:00-00-380-000.jpg|250px|thumb|right|Гарпия (нем. Ugendfrauadler) как геральдическая фигура]] [[00-00-380-000.jpg]][[Изображение:00-00-381-000.jpg|250px|thumb|right|Св. Юлиана со скованным бесом. В. Ауэр «Легенды о святых». 1890 г.]] [[00-00-381-000.jpg]]≈ Девственность / Девственница /
  
 
→ Драгоценные камни
 
→ Драгоценные камни

Текущая версия на 20:53, 8 июня 2023

Человек
Освобождение девы
Гарпия (нем. Ugendfrauadler) как геральдическая фигура

00-00-380-000.jpg

Св. Юлиана со скованным бесом. В. Ауэр «Легенды о святых». 1890 г.

00-00-381-000.jpg≈ Девственность / Девственница /

→ Драгоценные камни

► ???того и пассивного начала, святости;

духовность и чистота (особенно если это осознанно выбранное состояние);

женский идеал, которого добивается и защищает мужчина-герой.

◄ единорога,

лилии или ирисы,

эмблемы прозрачности, кристаллы и окна сквозь которые беспрепятственно проникают лучи света;

лампа,

отгораживающие от мира образы:ворота, сад за стеной, запечатанный фонтан или источник.

Молодая женщина, вступившая в брачный возраст, живущая целомудренно и не в браке.

Обет девственности известен многим культурам как символ аскетической наклонности к надмирской жизни, отказа от мирских желаний и посвящения себя служению божеству. Принимался не всегда по моральным мотивам: очень часто играют роль мистическо-магические идеалы воздержания.

Как неразделенная субстанция дева ассоциируется с матерью, которая является символом материальной или разделенной вселенной.

Девственность часто ассоциируется с неприкосновенностью.

Непорочное зачатие внесло дополнительный оттенок сверхъестественного, предполагая возвращение к первоначальной пустоте, в которой творение было не ежедневным, а экстраординарным событием. Рассказы о непорочном, т. е. не связанное с соитием, зачатии у девственницы, существуют в мифологиии и религиозных представлениях всех народов:

греческой богине юности Гебе,

Персею,

Александру Великому,

Чингисхану,

Лао-цзы,

мексиканскому богу Кецалькоатлю.

император Август считается чудесным образом зачатым от священного змея Аполлона;

в храме Аполлона Весталка Рея Сильвия зачала Ромула и Рема от Марса.

Мать Будды зачала от сошедшего с небес молочно-белого слона;

богиню ацтеков Коатликю, платье которой соткано из змей, посетил бог в виде клубка перьев;

многих нимф и богинь оплодотворял лесной орех или порыв ветра...

Мифологическая дева (пассивное, женское начало природы) - противоположность Гермесу (положительное и мужское начало природы).

Девы, что умирают, засыпают, спускаются в царство мертвых, часто встречаются в мифах земледельцев и символизируют закапывание в землю нетронутых зерен, из которых не делали хлеба, или недозревших, только что вылущенных из колоса для посева.

Плутон, похищающий Прозерпину, и Гадес — Персефону, Геката,бросающаяся в Ахерон, символизируют собой зерно, исчезающее в почве зимой.

Солнце Истины рождается в чреве Исиды — в образе Черной Девы она покровительствовала закладке соборов, в том числе Шартрского. Следы ее можно обнаружить в Марселе (церковь Святого Виктора),

Рокамадуре,

Булони-сюр-Мер,

Фурвьере,

Барселоне

Польше.

Черная Дева, которую почитали еще кельты,— по сути, не что иное, как Черный Камень. Олицетворяет тьму неразделенного, пустоту, prima materia. Черный цвет символизирует также сокрытое, секретное знание.

Индуизм

Как темное женское начало проявляется как Кали, время, разрушитель, иррациональное и безжалостное.

Ислам

На смену черному и белому камням, которым некогда поклонялись мусульманские паломники, совершавшие хадж, пришли позже Асали, мужской идол, в Майелъ (Мария) — идол женский.

Христианство

Мифы о непорочном зачатии истолковываются христианскими теологами как предвестия зачатия Иисуса. В средневековом искусстве сила Божьего зачатия представлялась голубем в сиянии лучей света, касающихся главы или уха Марии.

Дева Мария средневековья, покровительница строителей, которую называли 

небом и троном Божиим ...

небом, в котором восходит солнце Истины ...

легким облачком, в коем заключен свет…

По символике сходна с египетскми богинями Нут и Исидой. В Деве Марии, которая держит на коленях младенца Иисуса, легко узнать Исиду, держащую Гора, бога-ребенка, который утверждает Деву в качестве Трона Мудрости (Имя «Исида», видимо, по-древнеегипетски означало «трон».), и эту традицию продолжила у христиан Мадонна. Исиде была посвящена сикомора (смоковница фараона), давшая приют Деве Марии во время бегства в Египет. Сближение христианской Девы, с египеским образом оси мира.

Эмблематика

Непорочная дева, стерегущая огонь на алтаре, и стоящая возле нее Любовь с факелом.

«…огонь Веры постоянен и продолжителен, но огонь Любви (подобно ее факелу) быстро сгорает и гаснет». [EMSI 21-14]

Таро

Символом Мадонны служит Императрица (III аркан) - царица неба, девственная мать всего сущего, витающая над подлунным миром, близкая Венере-Урании и вавилонской Иштар.

Иллюстрации

«Орел девственницы». Средневековый геральдический образ Дева.

Св.Юлиана с окованным бесом. В.Ауэр. Легенда о святых, 1890 г.

Античность

Ограниченное по времени сохранение девственности требовалось от весталок и пророчиц (Сибиллы) в Древнем Риме в качестве условия их постоянной готовности к общению с божеством. Девственность шести дев, которые охраняли священный огонь Весты, гарантировала чистоту (и следовательно, безопасность) самого огня. Считалось, что нарушение девственности весталкой, ослабляет ее магическую силу и влияет на социальную структуру.

Мезоамерика

В Древнем Перу существовала категория священных девственниц.

«Они до самого своего конца жили в постоянном уедицении, в отрешенности от мира и постоянно блюли девственность... поскольку, говорили они, жены Солнца не должны следовать такому обычаю, что каждый их может видеть. И эта отрешенность была столь великой, что ни разу сам Инка не смог воспользоваться привилегией... а именно видеть их и говорить с ними... Основное занятие, которому предавались девы Солнца, состояло в прядении и ткачестве... Все эти вещи (тканье) изготовлялись монашенками в великом множестве своими руками для Солнца, их супруга. И поскольку Солнце не могло ни надеть те украшения, ни носить их, они посылали их Инке как законному и естественному наместнику и воспреемнику... и так как рукоделия койяс, жен Солнца, изготовлялись для Солнца и сами они по крови происходили от Солнца, им отдавались высочайшие почести». (инка Гарсиласо де ла Вега (1539-1616).

Если какая-либо из девственных жен Солнца уличалась в неблаговидных отношениях со смертным, она предавалась захоронения живою, ее любовник - к повешению, а место его рождения - к истреблению с лица земли.

Австралия

У бесписьменных народов также встречается представление о том, что девственницы в сравнении с замужними женщинами обладают превосходством. Исследователь фольклора Ф. Карлингер комментирует один из мифов австралийских аборигенов так: «Две Плеяды (звезды из созвездия Плеяд), которых взял в жены Вуруннах, светят не так ярко, как те, что остались девственницами. Вера в большую силу (здесь: яркость) девственниц по сравнению с замужними женщинами преобладает у большинства экзотических племен» (см. Мать).

Шумер

Мать-девственница Иштар - персонификация планеты Венеры в Вавилоне и Ассирии. Подобно другим богиням-девственницам (Афина, Артемида), была богиней-воительницей, что показывает - девственность была тесно связана со свободой действий.

Черновые материалы

Мать-дева (непорочное рождение).

Мать-дева - это prima materia, утроба, невозделанная земля, носительница света, преобразующая сила. Её символизирует дерево, цветы и плоды. В частности, это богиня злаков девственных (озимых) побегов* которые появляются в феврале - месяце Матери-Девы. Девственные богини не обязательно virgo intacta, но «незамужние», т. е. свободные. Их главными символами являются Луна и змея. Непорочное рождение - союз божественного и человеческого, Неба и Земли, которое выражается в рождении Бога или высшего существа. Оно символизирует также рождение разума или высших способностей в человеке. Великая Мать, Царица Небесная - девственница, и сын её рожден от духа или от воли, либо она сама рождена от собственного сына, что символизирует её изначальное тождество самой себе Христианская Дева Мария ассоциируется с несколькими символами - всеми закрытыми местами, такими как обнесенный стеной сад, опечатанный фонтан, ковчег; живой весной, а также с «живым кустом», местом проявления божества; с закрытыми воротами и вратами Небес; «облаком света», чистым и ни к чему не прикреплённым, из которого каплями духовного дождя падают вниз благословения; непаханой почвой Эдема; «негасимой лампадой»; ведущим на Небеса мостом, лестницей, по которой Христос спустился на землю, морской звездой и многими другими атрибутами, заимствованными из Песни Песней.

- девственница, молодая женщина, живущая цело-мудренно и не в браке, - извест-ный по многим культурам символ аскетической наклонности к над-мирской жизни, причем не всегда по моральным мотивам; очень часто играют роль мистическо-ма-гические идеалы воздержания. Ог-раниченное по времени сохранение девственности требовалось от вес-талок и пророчиц (Сибиллы) в Древнем Риме в качестве условия их постоянной готовности к обще-нию с божеством. Многим божест-вам, героям и властителям задним числом приписывалось непороч-ное, т. е. не связанное с соитием, зачатие у девственницы, ставшей их матерью, к примеру греческой богине юности Гебе, Персею, Але-ксандру Великому, Чингисхану, Лао-цзы, в Древней Мексике - бо-гу Кецалькоатлю. Император Ав-густ также считается зачатым чу-десным образом от змея - свя-щенного животного Аполлона; в одном из храмов Аполлона Вес-талка Рея Сильвия зачала Ромула

Дева. “Орел девственни-цы”. Средневековый геральдический образ

Дева. Св. Юлиана с око-ванным бесом. В. Ауэр. Легенда о свя-тых, 1890 г.

и Рема от бога войны Марса. Та-кие мифы истолковываются хрис-тианскими теологами в качестве предвестия зачатия Иисуса, при этом в средневековом искусстве сила Божьего зачатия представля-лась в виде голубя в сиянии лучей света, касающихся главы или уха Марии. Окна и кристаллы (см. так-же Драгоценные камни), сквозь ко-торые достаточно беспрепятствен-но проникают лучи света, также символизируют Деву Марию. В Древнем Перу существовала оп-ределенная категория священных девственниц, как об этом сообща-ет, например, инка Гарсиласо де ла Вега (1539-1616). “Они до са-мого своего конца жили в постоян-ном уедицении, в отрешенности от мира и постоянно блюли девствен-ность... поскольку, говорили они, жены Солнца не должны следовать такому обычаю, что каждый их может видеть. И эта отрешенность была столь великой, что ни разу сам Инка не смог воспользоваться привилегией... а именно видеть их и говорить с ними... Основное за-нятие, которому предавались девы Солнца, состояло в прядении (см. Веретено) и ткачестве... Все эти ве-щи (тканье) изготовлялись мона-шенками в великом множестве своими руками для Солнца, их су-пруга. И поскольку Солнце не мог-

ло ни надеть те украшения, ни но-сить их, они посылали их Инке как законному и естественному на-местнику и воспреемнику... и так как рукоделия койяс, жен Солнца, изготовлялись для Солнца и сами они по крови происходили от Солнца, им отдавались высочай-шие почести”. Но если какая-либо из девственных жен Солнца улича-лась в неблаговидных отношениях со смертным, она предавалась каз-ни захоронения живою, ее любов-ник - к повешению, а место его рождения - к истреблению с лица земли. У бесписьменных народов также встречается представление о том, что девственницы в сравне-нии с замужними женщинами об-ладают превосходством. Исследо-ватель фольклора Ф. Карлингер комментирует один из мифов авст-ралийских аборигенов так: “Две Плеяды (звезды из созвездия Пле-яд), которых взял в жены Вурун-нах, светят не так ярко, как те, что остались девственницами. Вера в большую силу (здесь: яркость) девственниц по сравнению с заму-жними женщинами преобладает у большинства экзотических пле-мен” (см. Мать). Дева (лат. вирго, греч. партенос, парфенос) - это также и шестой знак зодиака, уп-равляемый Солнцем с 23 августа по 22 сентября. Пчелы, лисы и ку-ры находятся в магической взаи-мосвязи с этим знаком зодиака, который, вместе с Тельцом и Козе-рогом, входит в состав “знаков Земли”. Традиционная астрологи-ческая символика связывает с этим знаком такие качества, как готов-ность к самопожертвованию, ду-ховная холодность и ясность, не-истощимые возможности, готов-ность к перемене первосущности (materia prima - первоматерия - в характерном для мира идей алхимии смысле, поскольку Мер-курий - ртуть - преобладает над этим знаком). Согласно сохранив-шемуся из поучительных стихотво-рений “Феномены” Аратоса (3 в. до н. э.) сказанию о звездах, аст-ральная Дева является персонифи-цированной справедливостью

(греч. Дике), которая однажды уже в Золотом веке жила среди людей, но из-за порчи нравов улетела на крыльях своих в небеса и теперь ее можно видеть только как образ далекого созвездия. Наиболее близким к ней знаком зодиака яв-ляются Весы, что не случайно.

Непорочная дева, стерегущая огонь на алтаре, и стоящая возле нее Любовь с факелом. символ того, что огонь Веры постоянен и продолжителен, но огонь Любви (подобно ее факелу) быстро сгорает и гаснет. [СЭ-II,таб.21-14,с.193]