Баалшамем: различия между версиями
м |
м (Замена текста — «|ссылка=Special:FilePath/00-00-000-000.jpg» на «») |
||
(не показаны 3 промежуточные версии этого же участника) | |||
Строка 20: | Строка 20: | ||
| width="200px" valign="top" align="left" bgcolor="#F5F5F5" | | | width="200px" valign="top" align="left" bgcolor="#F5F5F5" | | ||
− | [[Файл:00-00-000-000.jpg|2px | + | [[Файл:00-00-000-000.jpg|2px]] |
См. также: | См. также: | ||
Строка 26: | Строка 26: | ||
---- | ---- | ||
:[[Солнце]] | :[[Солнце]] | ||
− | :[[Уран]] | + | :[[Уран, божество|Уран]] |
:Эл | :Эл | ||
:[[Илу]] | :[[Илу]] | ||
− | :[[Крон]] | + | :[[Кронос|Крон]] |
:[[Молох]] | :[[Молох]] | ||
:[[Зевс]] | :[[Зевс]] | ||
− | :[[Юпитер]] | + | :[[Юпитер, божество|Юпитер]] |
:[[Малакбел]] | :[[Малакбел]] | ||
:[[Аглибол]] | :[[Аглибол]] | ||
Строка 43: | Строка 43: | ||
==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Литература</font></div>== | ==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Литература</font></div>== | ||
*Шифман И. Ш., Лундин А. Г. Одноимённая статья в [[MNME]] | *Шифман И. Ш., Лундин А. Г. Одноимённая статья в [[MNME]] | ||
− | [[Категория: | + | [[Категория:Аравия]] |
Текущая версия на 07:47, 3 июня 2023
В западносемитской мифологии бог — владыка неба. В ряде случаев, видимо, выступает как бог солнца. В финикийской теогонии Санхонйатона — Филона Уран, очевидно, соответствует Баалшамему, его сын — Эл (см. Илу), восстающий против отца и побеждающий его. Филон Библский приводит финикийское предание о том, как Крон (Эл) принёс в жертву Урану (Баалшамему) своего сына (см. Молох). Почитание Баалшамема было широко распространено в Сирии с кон. II-го тыс. до н. э.; в ханаанейско-арамейском пантеоне Баалшамем стал верховным божеством. В эллинистическую эпоху Баалшамем отождествлялся с Зевсом и Юпитером (его местными вариантами являлись Зевс Гелиополитанский и Юпитер Долихенский, культы которых приобрели в этот период большое значение, в том числе и за пределами Сирии). В Пальмире Баалшамем — глава триады богов (в неё также входили Малакбел и Аглибол), занимавших там (наряду с параллельной, а возможно, тождественной ей, триадой Бел — Йарихбол — Аглибол) первенствующее положение. Судя по элитетам Баалшамема («великий и милосердный», «добрый и воздающий»), вокруг его культа в I—III вв. н. э. складывалось религиозно-этическое учение о божьем милосердии и воздаянии. С культом Баалшамема, вероятно, генетически связан культ бога, именовавшегося «Тот чьё имя благословенно в вечности» (его имя было запретным); этот бог мог занимать место Баалшамема (как и Бела) в триаде и широко почитался в Пальмире во II—III вв. Почитание Баалшамема было засвидетельствовано в Эдессе ещё в V в. н. э. В древнеарабской мифологии Баалшамем (Баалсамин) почитался в Набатее и у сафских арабов. |
См. также: |
Литература
- Шифман И. Ш., Лундин А. Г. Одноимённая статья в MNME