Адрастея: различия между версиями
м |
м (Замена текста — «Категория:Греческая мифология» на «Категория:Греция») |
||
(не показана 1 промежуточная версия этого же участника) | |||
Строка 4: | Строка 4: | ||
:Адрасте́я — ''греч''. Adrasteia — «неизбежная», «неотвратимая» | :Адрасте́я — ''греч''. Adrasteia — «неизбежная», «неотвратимая» | ||
В греческой мифологии божество фригийского происхождения. Сначала отождествляется с Кибелой Реей, Идейской матерью или нимфой Идой, воспитавшей Зевса, а впоследствии — особенно у орфиков, Платона и поздних эпиков — с Немесидой. По Эсхилу, «мудрые поклоняются Aдрастее»<ref>Prom. 936</ref>, являющейся, как толкует словарь Гесихия (V в. н. э.), богиней возмездия, то есть Немесидой. Орфическая традиция видит в Адрастее воплощение «законов Зевса, Кроноса, божественных, надкосмических и внутрикосмических»<ref>Оrph. frg. 105а</ref>, указывая на связь Адрастеи с платоновским законом о судьбе душ<ref>Оrph. frg. 152</ref>. Платон признаёт «установление» или «закон» Адрастеи, понимая её как эпитет Немесиды и уподобляя её Дике<ref>Phaedr. 248 с — 249 d</ref>. Адрастея устанавливает круговорот душ и т.о. смыкается у Платона не только с Немесидой, но и с Ананке и Дике. | В греческой мифологии божество фригийского происхождения. Сначала отождествляется с Кибелой Реей, Идейской матерью или нимфой Идой, воспитавшей Зевса, а впоследствии — особенно у орфиков, Платона и поздних эпиков — с Немесидой. По Эсхилу, «мудрые поклоняются Aдрастее»<ref>Prom. 936</ref>, являющейся, как толкует словарь Гесихия (V в. н. э.), богиней возмездия, то есть Немесидой. Орфическая традиция видит в Адрастее воплощение «законов Зевса, Кроноса, божественных, надкосмических и внутрикосмических»<ref>Оrph. frg. 105а</ref>, указывая на связь Адрастеи с платоновским законом о судьбе душ<ref>Оrph. frg. 152</ref>. Платон признаёт «установление» или «закон» Адрастеи, понимая её как эпитет Немесиды и уподобляя её Дике<ref>Phaedr. 248 с — 249 d</ref>. Адрастея устанавливает круговорот душ и т.о. смыкается у Платона не только с Немесидой, но и с Ананке и Дике. | ||
− | | width="200px" valign="top" align="left" bgcolor="#F5F5F5" |[[Файл:00-00-000-000.jpg|2px | + | | width="200px" valign="top" align="left" bgcolor="#F5F5F5" |[[Файл:00-00-000-000.jpg|2px]] |
См. также: | См. также: | ||
Строка 22: | Строка 22: | ||
==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Примечания и комментарии</font></div>== | ==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Примечания и комментарии</font></div>== | ||
<small><references /></small> | <small><references /></small> | ||
− | [[Категория: | + | [[Категория:Греция]] |
Текущая версия на 11:30, 9 июня 2023
В греческой мифологии божество фригийского происхождения. Сначала отождествляется с Кибелой Реей, Идейской матерью или нимфой Идой, воспитавшей Зевса, а впоследствии — особенно у орфиков, Платона и поздних эпиков — с Немесидой. По Эсхилу, «мудрые поклоняются Aдрастее»[1], являющейся, как толкует словарь Гесихия (V в. н. э.), богиней возмездия, то есть Немесидой. Орфическая традиция видит в Адрастее воплощение «законов Зевса, Кроноса, божественных, надкосмических и внутрикосмических»[2], указывая на связь Адрастеи с платоновским законом о судьбе душ[3]. Платон признаёт «установление» или «закон» Адрастеи, понимая её как эпитет Немесиды и уподобляя её Дике[4]. Адрастея устанавливает круговорот душ и т.о. смыкается у Платона не только с Немесидой, но и с Ананке и Дике. |
См. также: |
Литература
- Тахо-Годи А. А. Одноимённая статья в MNME