Американских индейцев символы: различия между версиями
(а) |
м |
||
(не показана 1 промежуточная версия этого же участника) | |||
Строка 3: | Строка 3: | ||
| valign="top" align="left" | | | valign="top" align="left" | | ||
:———— | :———— | ||
− | | width="200px" valign="top" align="left" bgcolor="#F5F5F5" |[[Файл:00-00-000-000.jpg|2px | + | | width="200px" valign="top" align="left" bgcolor="#F5F5F5" |[[Файл:00-00-000-000.jpg|2px]] См. также: |
:[[Индейцев Северной Америки мифология]] | :[[Индейцев Северной Америки мифология]] | ||
---- | ---- | ||
Строка 49: | Строка 49: | ||
*Изображение земли с четырьмя кончиками как образ верховного божества, первого существа, появившегося на земле. (Ленапе-алгонкин, Оклахома и Канада) | *Изображение земли с четырьмя кончиками как образ верховного божества, первого существа, появившегося на земле. (Ленапе-алгонкин, Оклахома и Канада) | ||
*Квадрат с четырьмя отростками — земля и дующие с четырех направлений ветры (Сиу) | *Квадрат с четырьмя отростками — земля и дующие с четырех направлений ветры (Сиу) | ||
− | [[Категория: | + | [[Категория:Северная Америка]] |
Текущая версия на 20:39, 31 мая 2023
|
См. также:
|
Черновые материалы
Индейская философия — это мировоззрение общины, в которой человек воспринимает себя как часть окружающего мира, не противопоставляет себя природе (которую нужно подчинить!), но чувствует родство с ней: мать Земля, отец Солнце, бабушка Луна, кукуруза, паук, река — это живые, «одухотворенные» существа. Их нужно уважать и ни в коем случае не разрушать, нарушая этим равновесие целого (универсума) и разрушаяь самого себя.
«…общинная культура с обозримыми социальными структурами, где власть не означает господства, в которой <каждому> есть место … У каждого своя функция, и каждый нужен общине. Пусть это общество — не рай, в нем имеют место и нападения, и войны, но в нем нет тюрем и домов для сумасшедших, здесь не бьют детей, здесь продумывают последствия политических решений вперед до седьмого колена».
- [bdgs]
Земля — Вселенная — Маниту
Майя представляли Вселенную в виде четырех точек (колец, окружностей или шаров), которые распределяются по сторонам квадрата вокруг пятой(го), занимающей(его) середину. Это не только изображение, это и есть сама Вселенная. Каждое отдельное кольцо символизирует солнце. Четыре бога по углам мира объединяются в центре, и они сами — отделенные части центрального божества.
«Как указали Тсакол, Битол, Алом и Кайалом, так и было создано все на земле и в небесах, так и было все собрано и разделено на четыре части, и было измерено небо и протянули мерную нить от неба до земли, и растянули ее на четыре угла. И когда протянули все линии и параллели неба и земли, то и свершилось все, и было все хорошо измерено и четырехугольно».
- [Попол-ву]
По представлениям современных хорти-майя, углы космического квадрата соответствуют внешним точкам видимого горизонта, определяющих путь солнца в течение года: точки солнцестояния и главные сферы (восток, запад, север, юг) пересечения космического креста со сторонами квадрата.
«Четыре нации, четыре расы существуют в мире и держат его в равновесии».
Инки: Тахуантинсуйя — мир четырех сторон света — поделен на области, отходящие от куско — пупа мира:
- на северо-восток — антисуйя,
- на северо-запад — шинчасуйя,
- на юго-запад — кунтисуйя,
- на юго- восток — колласуйя.
Также разделена и столица Куско.
Верховный бог (Маниту), Вселенная и Земля для индейцев легко общаются и созвучны друг другу.
Хорти-майя устанавливают на алтарь в центр образованного четырьмя жертвенными чашами квадрата большой, увитый зелеными листьями крест. Ножками алтаря — «земного стола» — служат четыре (по возможности) идеально круглых камня. Этим обозначается космический квадрат — магический пояс, преграда и защита алтаря и божка. Ту же защитную функцию имеют четыре деревянных креста на воротах — выездах из деревни, украшенные цветами и пестрыми бумажными ленточками. Эти выезды соответствуют четырем дорогам, которые отходят от центра на четыре стороны света.
Существует еще один воображаемый квадрат; включающий всю территорию, на которой живет племя. Его помечают четырьмя пограничными крестами, составленными из положенных друг на друга камней. Это и примерные границы территории и, одновременно, четыре стороны света.
Если представить пол храма, соединенный воображаемой линией с алтарем, мы получим основание пирамиды, вершина которой указывает на божка. Спроецировав систему концентрических квадратов вверх, по вертикали, мы получим гигантскую ступенчатую пирамиду — символ всей Вселенной, которая для индейца ограничивается его собственным миром, территорией, на которой он живет. Каждая часть, каждая ступень пирамиды — символ магического барьера, защищающего божка от недобрых сил.
Скала — гора — пирамида
В мифологии омаха-сиу ветры, дующие со всех направлений, сдувают воду с пра-скалы — центра Вселенной — и оголяют лежащий под ней камень. Поэтому, когда сиу думают, как отобразить середину, им прежде всего представляется образ скалы. Камень — олицетворение долговременной прочности, изначального и самого древнего, символ начала начал. Каменный обелиск стоит в центре, на деревенской площади, разрывая своей вертикальной устремленностью плоскую равнину прерии. Здесь можно совершать жертвоприношения и оставлять дары прорицателям.
В древнейшие времена во многих районах Мексики на горных вершинах были заложены культовые сооружения. Позднее на искусственных насыпных холмах, представлявших собой ступенчатые пирамиды, начали строить храмы. Для европейца ………………….
Иллюстрации
- Вселенная по представлениям майя
- Земной круг при создании мира по представлениям оджибва (Миннесота)
- Земной круг при создании мира по представлениям хопи (Аризона)
- Четырехугольная земля, подвешенная на четырех основных точках на фоне синего неба, с которого свешиваются перья. (Щит, Дакота)
- Изображение земли с четырьмя кончиками как образ верховного божества, первого существа, появившегося на земле. (Ленапе-алгонкин, Оклахома и Канада)
- Квадрат с четырьмя отростками — земля и дующие с четырех направлений ветры (Сиу)